Новгородика №2 2022г. - page 201

фигуративности, являя собой своео-
бразный одухотворенный фрагмент бы-
тия. Таков натюрморт «День рождения»
(1978), где формы предметов, едва успев
возникнуть и воплотиться из щедрого
потока густых красочных мазков, тут же
становятся не материальными, акценти-
руя весомость форм и образную симво-
лику изображённой в центре вазы как
своеобразной чаши жизни.
Каким нам запомнился сам Вла-
димир Степанович Рябов? Высоким,
с внимательным испытующим взгля-
дом и громким голосом, густыми воло-
сами и бородой, когда-то, ещё в начале
1970-х годов, в сопровождении велико-
лепного немецкого дога Дивы. Всё, что он
делал, делал с большим темпераментом.
Эмоциональная насыщенность его мо-
нологов на самые разные темы поража-
ла и захватывала окружающих. Доволь-
но редко он говорил о военном детстве
и родителях, чаще — о работе на Акаде-
мической даче, красоте природы, повад-
ках животных и всегда об искусстве.
Незабываемо чтение им стихов Бори-
са Пастернака, Марины Цветаевой, Ни-
колая Рубцова, окрашенное рокочущими
голосовыми модуляциями и обилием не-
ожиданных интонаций. Последнее деся-
тилетие жизни художника не осталось за
пределами активного творческого про-
цесса даже из-за тяжелой прогрессиру-
ющей болезни. Краткое лечение в но-
ябре 1991 года в Норвегии, возможно,
продлило жизнь Владимира Степанови-
ча, но не восстановило здоровье полно-
стью. Он уже не смог выходить из дома.
Человек физически разрушался, но ма-
стер продолжал жить. Творческая сила
пережила в нём всё. Его одинокую жизнь
в это время питали любовь к природе
и новое познание её, музыка, литерату-
ра и общение. Он словно не чувствовал
никакой усталости и продолжал рабо-
тать, постоянно требуя всё новые и но-
вые чистые холсты. Но иной раз в эти
прощальные приливы вдохновения тя-
жёлое внутреннее состояние мрачными
красками накрывало начатые сияющие
работы. В его картинах 1990-х годов, как
и в реальной жизни, ограниченной сте-
нами крошечной «хрущёвки», простран-
ство сжато, спрессовано, он всё больше
утрировал формы, которые, скорее, уга-
дывались, чем узнавались. Но неизменно
всё было сделано красиво и звучно.
Владимир Степанович Рябов — один
из тех художников, о которых жалко за-
канчивать говорить, его искусство затя-
гивает властно и серьёзно. Рябов — не-
ординарный собеседник, его мысли
далеки от обывательских, они меняют
сознательные, чувственные, интуитив-
ные и пространственные ориентиры.
Приближаясь вплотную к живописи
Рябова, вглядываясь в её поверхность,
где мазки хранят энергию его руки, со-
единяешь ушедшее и настоящее, так на
выставке возникает пространство при-
сутствия самого художника.
67 лет — недолгая жизнь. Но худож-
ник подарил нам великое чудо. Глядя на
его картины, вновь видишь живого ум-
ного и ироничного Владимира Степано-
вича Рябова.
192
Н О В ГО Р ОДИ К А/2/2022
1...,191,192,193,194,195,196,197,198,199,200 202,203,204,205,206,207,208,209,210,211,...234
Powered by FlippingBook