Новгородика №2 2022г. - page 229

Данная монография также посвящена
церковно-религиозной тематике. На этот
раз в сфере внимания автора оказались
иноконфессиональные (или, как раньше
было принято их называть, инославные)
общины на Северо-Западе России, под
которым понимаются Санкт-Петербург-
ская, Новгородская и Псковская губер-
нии (с 1927 года, в соответствии с новым
территориально-административным де-
лением, все эти территории вошли в со-
став новообразованной Ленинградской
области). Речь в книге идёт о римско-ка-
толических, евангелическо-лютеранских
и так называемых свободно-церковных
протестантских (баптистских, евангели-
ческих, адвентистских и др.) общинах.
Выбор именно Северо-Запада в ка-
честве региона, на котором сконцентри-
ровано изучение указанных общин, не
выглядит случайным. Именно здесь чис-
ленность и удельный вес «инославных»
верующих был особенно высоким, если
сравнивать ситуацию с другими регио-
нами с преимущественно великорусским
населением. Санкт-Петербург, имперская
столица, самый европейский город Рос-
сии, всегда отличался полиэтничным
и поликонфессиональным составом
населения. Историческая Ингерман-
ландия — центральная часть будущей
Петербургской губернии в XVII веке, на-
ходясь под властью Швеции, была в зна-
чительной степени лютеранизирована за
счёт переселенцев из Финляндии и За-
падной Карелии. Уже в имперские време-
на, в XVIII веке Петербургская губерния
стала одним из регионов, где селились
немецкие колонисты. В следующем же
столетии на российский Северо-Запад
стали массово переселяться крестьяне
из Остзейских или Прибалтийских гу-
берний — эстонцы и латыши. Наконец,
со второй половины того же века. Пе-
тербург, благодаря европейским связям
представителей светского общества, стал
одним из основных центров свободного
протестантского движения в России.
В силу вышеперечисленного изуче-
ние истории инославных общин именно
на Северо-Западе представляет особый
интерес. К истории католиков, лютеран
и свободных общин в России авторы об-
ращались и ранее, однако такое исследо-
вание в региональном формате, в кото-
ром были объединены все инославные
верующие, предпринято впервые. Су-
щественное внимание уделено ряду ма-
лоисследованных вопросов, в частности
таким, как особенности государствен-
ной политики по отношению к разным
религиозным объединениям на различ-
ных исторических этапах, межконфес-
сиональные контакты, а также межэт-
нические отношения внутри отдельных
конфессий, биографические сведения
о церковных деятелях и религиозных
активистах.
В рассматриваемое время история
России в целом, как хорошо известно,
была насыщена бурными и драматиче-
скими событиями. То же можно сказать
о конфессиональной истории страны.
Государственная религиозная политика
в эти годы неоднократно претерпевала
изменения, в том числе в позднеимпер-
ский период. Все эти перипетии нашли
отражение в монографии. Подробно
рассматриваются последствия хорошо
известного указа «Об укреплении начал
веротерпимости» от 17 апреля 1905 года,
как и других законодательных актов, на-
220
Н О В ГО Р ОДИ К А/2/2022
1...,219,220,221,222,223,224,225,226,227,228 230,231,232,233,234
Powered by FlippingBook