Новгородика №2 2022г. - page 152

«Русское народное искусство, как и искусство любого народа, — это, прежде все-
го, мир особого отношения человека к своему труду, к своей деятельности вообще
и жизни в целом. Мировоззрением народа является его трудовая деятельность, быт,
его обряды. И предметы народного искусства — все без исключения — всегда были
в употреблении; ими работали, они помогали человеку даже тогда, когда служили
празднику, ибо крестьянский праздник, как и всякий народный отдых, — часть тру-
дового быта...
Народное искусство радостно, и радостно потому, что труд доставляет ра-
дость», — писал академик Д.С. Лихачёв
1
.
1
 Лихачёв Д.С. Предисловие // Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры:
теория и практика. М., 1983. С. 5–6.
ерестяное ремесло в Новго-
родской губернии характерно
своей утилитарностью. Берестяной про-
мысел, как, например, Северодвинский
(конец XVIII — начало XX века), Шемо-
годский в окрестностях Великого Устюга
(середина XIX века) или Нижнетагиль-
ский (конец XVIII — начало XX века)
в Новгородской губернии не сложился.
На самом деле, традиционные народные
промыслы появляются там, где сходятся
несколько обстоятельств. Искусствовед
Мария Александровна Некрасова пи-
шет, что такие промыслы развиваются
стихийно и зародиться они могут по
инициативе одного-двух мастеров, что
в деревенской среде всегда есть потен-
циальная возможность зарождения
промысла и толчком может послужить
Владимир Ярыш
БЕРЕСТЯНОЙ ПРОМЫСЕЛ
Б
151
2022/2/N OV G O R O D I C A
Корпус туеска
с внутренним цилиндром из листа бересты,
сшитым внахлёст, оплетённым корпусом.
XIII в. Ø 8 × h 6 см. КП 25295
1...,142,143,144,145,146,147,148,149,150,151 153,154,155,156,157,158,159,160,161,162,...234
Powered by FlippingBook