Новгородика №2 2022г. - page 53

противоречия, которые пришлось ис-
правлять в последующем. В общей слож-
ности в царствование Петра I было изда-
но семь указов о цифирных школах [13,
с. 113]. Приказывая открыть цифирные
школы при архиерейских домах и мо-
настырях, Петр принял компромиссное
решение, по которому часть расходов на
содержание светских учебных заведений
фактически перекладывалось на плечи
Церкви. Это не могло не вызвать напря-
жённости в отношениях между светской
и духовной властью.
История цифирной школы в Новго-
роде начинается в 1716 году, когда в го-
род прибыл навигатор Василий Залуц-
кий. Организация обучения арифметике
и геометрии в Новгороде, как и в других
городах России, оказалась делом непро-
стым. Учителя цифирных школ стал-
кивались как с открытым нежеланием
церковных властей исполнять указы, так
и с бездействием властей светских, кото-
рые должны были оказывать им содей-
ствие. Ситуация усугубилась в 1721 году
после реформы церковного управле-
ния — создания Св. Синода и издания
Духовного регламента, который при-
писывал архиереям учреждать в своих
епархиях семинарии. Запрещая епархи-
альным властям выполнять распоряже-
ния светского начальства о цифирных
школах, Синод добивался от Петра I из-
менения принципа комплектования этих
школ, и 19 ноября 1721 года император
согласился освободить детей духовен-
ства от обучения в цифирных школах.
Более того, такие школы не могли рас-
полагаться в церковных помещениях,
поскольку теперь в архиерейских домах
должны были создаваться семинарии.
Как уже было сказано, осенью
1723 года Сенат, рассматривая предло-
жение архиепископа Феодосия (Янов-
ского), рекомендовал компромиссное
решение — соединить архиерейские
и цифирные школы. Синод воспринял
это предложение негативно и ответил,
что архиерейские школы действуют
только в Новгородской епархии, где
и возможно такое объединение. Нужно
было согласие новгородского архиерея,
и он его дал. В указе Синода от 15 мая
1724 года о соединении архиерейской
и цифирной школ только в Новгороде
было сказано: «
В Новгородской епархии
цыфирную школу и учителей соединить
с вышепомянутою архиерейскою школою,
а жалованием учителей и принадлежа-
щыми росходами содержать ис тех же
мест как оная школа была под ведением
Адмиралтейской коллегии против преж-
няго, дабы оное учение было под одною
дирекциею, ибо при обучении словесном
и писменном могут обще и цыфирную
науку принимать. А во учении учеником
в той цыфирной школе быть ис таких
чинов, которым по прежним его импера-
торскаго величества указом обучатца
велено. А для словесного и писменного
правилного обучения светских всяких
чинов людем, которые таких учителей
у себя не имеют, детей своих малолет-
ных обучать у тех архиерейских учите-
лей, чтоб таковое правилное обучение
умножилось
<...>» [2, л. 220–222]. Таким
образом Феодосий (Яновский) добился
своей цели — он получил разрешение
обучать детей светских лиц в архиерей-
ской школе.
В конце 1723 года новгородский вла-
дыка выступил в Синоде с ещё одной
52
Н О В ГО Р ОДИ К А/2/2022
1...,43,44,45,46,47,48,49,50,51,52 54,55,56,57,58,59,60,61,62,63,...234
Powered by FlippingBook