фотоаппарата, и он делал для себя зари-
совки древних памятников. «Новгород-
ский альбом» с этими зарисовками вышел
из печати через неделю после смерти учё-
ного в 1999 году. А в 1978‑м Дмитрий Сер-
геевич прислал мне фотографии рисунков,
сопроводив их письмом с такими строка-
ми: «
Посылаю Вам фотографии с моих за-
рисовок новгородских памятников, сделан-
ных в июле 1937 г., когда я, будучи бедным
корректором издательства Академии
наук СССР и не имея фотоаппарата, ри-
совал себе на память. Теперь эти слабые
рисунки имеют некоторую ценность: по-
следние изображения многих памятников.
Орнамент в Волотовской церкви больше
не воспроизводится нигде, и по памяти его
даже нет в книге М.В. Алпатова, которая
недавно появилась. Поэтому, пожалуйста,
дайте моим рисункам где-нибудь место
в Музее, в архитектурном отделе что
ли. Или в какой-нибудь архив в Новгороде
определите, или какую-нибудь фототеку
снимков. Вдруг кому-нибудь рисунки пона-
добятся
». Я определила их в архив рестав-
рационной мастерской.
Вскоре после возвращения из Новго-
рода в Ленинград на свет появились за-
мечательные двойняшки: Вера, названная
так в честь матери Дмитрия Сергеевича,
и Людмила.
Накануне войны в июне 1941 года
Д.С. Лихачёв защитил кандидатскую
диссертацию на тему: «Новгородские
летописные своды XII века». Оставшись
с семьёй в блокадном Ленинграде, он на-
писал книгу «Новгород Великий. Очер-
ки истории и культуры Новгорода XI—
XVII веков», впервые изданную в 1945‑м.
Через два года, в 1947 году, была опубли-
кована монография «Русские летописи
и их культурно-историческое значение»,
в которой большое внимание уделено
новгородским летописям. Это тема док-
торской диссертации учёного. Новгород-
ская книжность занимает важное место
в таких фундаментальных трудах Отдела
древнерусской литературы, которым ру-
ководил Дмитрий Сергеевич, как «Сло-
варь книжников и книжности Древней
Руси», «Памятники литературы Древней
Руси». Он был инициатором и главным
редактором этих энциклопедических на-
учных изданий.
Глубокий интерес учёного к новго-
родской истории и культуре, его любовь
к Новгороду, наверное, и были причиной
его отеческой заботы и поддержки, кото-
рые ощущали мы с Людмилой Андреев-
ной и наши новгородские друзья—Семён
Иванович Пустовойтов и Владимир Ива-
нович Поветкин. О них мы много расска-
зывали Дмитрию Сергеевичу. После того,
как он получил от нас в подарок заме-
чательную акварель Семёна Ивановича
149
N OV G O R O D I C A