встречать "плавающих и путешествую-
щих"
.
Их строили в единении с природой,
не чертили предварительно планы на пер-
гамене или бумаге, а делали чертеж прямо
на земле и потом уже вносили поправки
и уточнения при самом строительстве,
присматриваясь к окружающему пейзажу
».
Скульптурную пластичность новгород-
ских средневековых храмов чувствовали
и понимали выдающиеся специалисты на-
шей реставрационной мастерской. Когда
разглядываешь сделанные рукой большо-
го мастера Л.Е. Красноречьева шаблоны
(крупные чертежи на картоне) фрагмен-
тов фасадов церкви Спаса на Ковалёве,
предназначенные для реконструкции пол-
ностью утраченной части здания, пони-
маешь, как архитектор, следуя за старыми
мастерами, пытался, как скульптор, «вы-
лепить» поверхность стены, найти место
каждому камню, каждому кирпичу, не вы-
равнивая и не закрывая кладку толстым
слоем штукатурки.
Когда готовилась статья о берестя-
ных изделиях из коллекции Новгород-
ского музея, Дмитрий Сергеевич, пони-
мая нашу неопытность и желая помочь
нам сделать её более научной, попросил
собрать всю возможную информацию,
связанную с этим видом народного твор-
чества. В письме от 9 ноября 1977 года он
написал: «
Если удастся собрать больше
лексического материала, — обязательно
соберите. Нужна терминология в боль-
шем объеме… Нельзя ли сфотографиро-
вать процессы работы (плетет, соби-
рает бересту, ободранный ствол, ствол
заживший и пр.). Интересует меня—как
делали туески без швов (вываривали об-
рубок березы, сдирали кору, а потом она
высыхала со вдавленным донцем и крыш-
кой?), как вставляли ручку в крышку и пр.
Всю технологию опишите
подробнее
». В этом настав-
лении нам проявляются
и пытливый ум учёного,
и глубина и всесторон-
ность его подхода к темам
исследований, и неиссяка-
емый, несмотря на возраст,
интерес к жизни. Ненавяз-
чиво и по-доброму Дми-
трий Сергеевич преподал
нам урок необходимого
для исследователя как
можно более глубокого проникновения
в изучаемую тему. Его мечтой в то время
было возрождение народных промыслов.
Когда мы рассказали Дмитрию Сер-
геевичу, что в коллекции музея есть мяч,
сплетённый из бересты, он искренне за-
интересовался этим предметом и обра-
тился с просьбой заказать мастеру его из-
готовить: «
Есть ли у Вас ещё связь с тем
стариком, который умеет плести из бе-
ресты? Не мог бы он сделать за 10 рублей
берестяной мяч? Если он только умеет
делать хорошо? Готов заплатить и боль-
ше. Если он умеет хорошо плести, то
146
Н О В ГО Р ОДИ К А