Новгородика №1 2021г. - page 140

высокая похвала герою звучит не из уст
автора произведения и подданных князя,
а в речах его врагов. В очень небольшом
житии Александра Первоначальной ре-
дакции таких эпизодов два, и это очень
значимые характеристики в образе князя.
Некий «именитый муж» одной «западной
страны» по имени Андреаш, «
повидав
князя Александра, вернулся к своим и ска-
зал: "Прошел я страны, народы и не видел
такого ни царя среди царей, ни князя сре-
ди князей"
». Почти то же самое говорил
своим приближенным хан Батый, к кото-
рому в Орду ездил князь Александр по
благословению епископа Кирилла: «
Ис-
тину мне сказали, что нет князя, подоб-
ного ему
». Если такие слова говорит враг,
реальный или потенциальный, — значит,
величие героя никем не подвергается со-
мнению и не является преувеличением
его сторонников.
Житие Александра Невского приво-
дит очень важный эпизод из биографии
князя. Однажды к нему были посланы
два умнейших кардинала папы римско-
го, чтобы рассказать русским о Законе
Божьем. Ответ Александра папе Римс-
кому, который не преминул расточить
похвалы русскому князю, был достоин
великого правителя великой страны.
Посовещавшись со своими мудрецами,
Александр кратко (и не без иронии) из-
ложил всё, что знают русские о священ-
ной истории, о распространении Зако-
на Божьего «
от Адама до потопа
» и до
первого и седьмого Вселенских соборов.
«
Обо всем этом хорошо знаем
», — заклю-
чает Александр, — «
а от вас учения не
примем
». Князь был защитником своей
страны не только от вражеской силы, но
и от враждебных учений.
Иронии не лишены и некоторые
другие эпизоды жития, повествующие
о врагах. После битвы на Чудском озере
«
возвратился князь Александр с победою
славною, и было много пленных в войске
его, и вели босыми подле коней тех, кто
называет себя "Божьими рыцарями"
».
Одна деталь в тексте—босоногие рыцари,
бредущие возле своих коней — передает
снисходительное, но благородное отно-
шение автора к поверженным врагам.
Автор жития являет себя мастером
художественных деталей изображаемо-
го. В таком небольшом тексте сказано
так много, в том числе в передаче эмоци-
онального состояния свидетелей славного
пути Александра. Этот путь не завершил-
ся с окончанием жизни князя, а слава его
лишь начала возрастать. Уже Первона-
чальная редакция жития отразила первое
посмертное чудо святого. Оно произошло
сразу после смерти Александра Невско-
го. «
Когда было положено святое тело
его в гробницу, тогда Севастьян-эконом
и Кирилл-митрополит хотели разжать
его руку, чтобы вложить грамоту духов-
ную. Он же, будто живой, простер руку
свою и взял грамоту из руки митропо-
лита. И смятение охватило их, и слегка
отступили они от гробницы его
». Так
тонко, двумя штрихами, передает автор
благоговение свидетелей первого чуда
перед только что почившим великим
князем, являющим свое величие и по-
сле телесной смерти. Словно «дал знать»
Александр Невский, что не оставляет он
народ свой, что он жив, согласно глубо-
кой вере христиан, вечной жизнью, придя
ко Христу. Неслучайно князь был удосто-
ен не просто монашеского пострига, а ве-
ликой схимы с именем Алексей, в конце
138
Н О В ГО Р ОДИ К А
1...,130,131,132,133,134,135,136,137,138,139 141,142,143,144,145,146,147,148,149,150,...236
Powered by FlippingBook