МИД Польши Радослав Сикорский. В од-
ном из своих выступлений он заявил, что
поляки должны разрушить Дворец куль-
туры в Варшаве так же, как немцы разру-
шили Берлинскую стену. Или, добавлю
я, как это сделали их деды, уничтожившие
прекрасный собор, в котором находилось
около 10 тысяч великолепных произведе-
ний искусства и предметов, представляв-
ших художественную ценность, в боль-
шинстве своем мирового уровня.
Но, если верну ться в 20-е годы
XX века, несладко приходилось Алек-
сандру Ярославовичу и на родной земле.
И это можно объяснить не только новой
трактовкой отечественной истории. Жар
от пламени Гражданской войны ещё не
остыл. Сотни тысяч сторонников белого
движения, оказавшиеся в эмиграции, ещё
не оставили надежду вернуться на Роди-
ну победителями. Для большевистского
руководства они являлись одними из
наиболее опасных врагов. А где обычно
встречались бывшие белогвардейцы? Не
только в ресторанах, как об этом любила
говорить и писать советская пропаган-
да, но и в храмах. В соборе Александра
Невского в Париже, в соборе Александра
Невского в Белграде, в соборе Александра
Невского в Софии, в соборе Александра
Невского в Таллине, в церкви Александра
Невского в Копенгагене, в церкви Алек-
сандра Невского в Риге...
В последнем, кстати, состоялась пани-
хида в память о скончавшемся в 1928 году
бароне Петре Врангеле, одном из белых
вождей в годы Гражданской войны в Рос-
сии, первом председателе Русского обще-
воинского союза.
25 мая 1929 года рижская эмигрант-
ская газета «Сегодня» поместила мате-
риал «Панихида по ливенцам». В нём
сообщалось, что «
Чины русского добро-
вольческого отряда князя А.П. Ливена
отметили 10-летие освобождения Риги
от большевиков, в котором они прини-
мали непосредственное участие, торже-
ственной панихидой, совершенной вчера
вечером в Александро-Невской церкви её
настоятелем протоиереем Н. Перехваль-
ским и дьяконом Н. Окуневым.
Приступая к служению панихиды,
о. Н. Перехвальский произнёс прочувство-
ванное слово, посвящённое поминаемому
событию, и подчеркнул единение, царив-
шее 10 лет тому назад среди латвийского
населения без различия национальностей,
перед одинаково грозившим всем врагом
».
Таких публикаций в эмигрантской
прессе были даже не десятки. Сотни.
И везде звучало имя Александра Невско-
го. Оно было взято русской эмиграцией
на вооружение. Недаром в гораздо бо-
лее позднем издании «Посев» в качестве
эпиграфа приводились слова Александра
Невского «
Не в силе Бог, а в правде!
».
В 20-е годы XX века в Советском
Союзе ведущим советским историком,
историком-марксистом считался Миха-
ил Покровский. Именно его трактовка
всех событий считалась истинно верной
и полностью одобренной государством.
Своего рода знаком стала подготовка
к изданию Большой Советской Энцикло-
педии. Статья про Александра Невского
вошла во второй том. Здесь она приво-
дится в полном объёме:
«
АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВ-
СКИЙ, в е л . кня зь Владимир с кий
(1220 — 63), с молодых лет княжил в Нов-
городе и здесь оказал ценные услуги новго-
родскому торговому капиталу, с успехом
128
Н О В ГО Р ОДИ К А