воспоминаниями, связанными с ним.
В начале 80-х годов XX века, читая вос-
поминания участников Ленинградской
битвы, узнал, что накануне генерального
наступления Красной Армии под Новго-
родом и Ленинградом зимой 1944 года,
везде, где это было возможно, в том числе
и на передовой демонстрировался фильм
«Александр Невский». При этом один из
авторов утверждал, что сила этого фильма
такова, что сейчас (т. е. в 60-е годы) он за-
прещён к показу в Федеративной Респуб-
лике Германии.
Чуть позднее, уже во время «пере-
стройки», на страницах какого-то жур-
нала, вроде «Огонька», узрел опус, в ко-
тором автор утверждал диаметрально
противоположное: «
В демократических
капиталистических странах, в отличие
от тоталитарного Советского Союза,
не было и нет никаких запретов на книги,
фильмы и прочие произведения искусства
».
Уже в 2020 году я решил всё это пе-
репроверить и написал письмо коллегам
в Германию. Их ответ был следующим:
«
В бывшей ФРГ был запрет от Комитета
министерства внутренних дел по вопросу
фильмов Запада и Востока на публичный
показ фильма. В виде исключения был раз-
решен только полуофициальный показ со-
кращенной на треть версии, в которой
посыл фильма переворачивался в обрат-
ную сторону.
В качестве источника следует
сослаться на книгу Штефана Бухлоу
о цензуре в эпоху Аденауэра. Этот ко-
митет с 1953 по 1966 год проверил 3180
фильмов, из которых 130 запретил
к показу — например, советские филь-
мы "Тихий Дон", "Максимка", "Александр
Невский"
».
Так что от цензуры страдали не только
советские люди. Таковы были реалии той
эпохи.
Еще один устоявшийся миф заклю-
чается в том, что, будучи русским наци-
ональным героем, Александр Невский
как образ использовался исключительно
советской пропагандой. Вспомним хотя
бы «Боевой киносборник № 1» 1941 года.
В новелле «Сон в руку» (автор Борис Ла-
скин) к Гитлеру являлся барон Зигфрид
«Волчье сердце». Он, отправленный на
дно Чудского озера русским князем
Александром Невским, от имени всех
«чудских подледников» избирал фюрера
III Рейха «почетным утопленником». Сю-
жет завершался кадрами из фильма Сер-
гея Эйзенштейна, где немецкие рыцари
крошили лёд и шли на дно.
Однако нужно понять, что такие про-
фессионалы и циники, как нацистские
пропагандисты, не могли обойти образ
Александра Невского своим вниманием.
В реалиях пропагандистского проти-
востояния в годы Великой Отечествен-
ной войны Александр Невский вступил
в борьбу с Александром Невским. При
ознакомлении с русской коллаборацио-
нистской прессой видно, что гитлеровцы
ваяли образ князя, отталкиваясь от опре-
делённых измышлений, в которых умело
сочетались как правда, так и ложь. Они
пытались доказать, что в реалиях этой
войны Невский был бы вместе с Вермах-
том. Он мстил бы большевикам за все их
преступления против русского народа.
18 сентября 1942 года в псковской га-
зете «За родину» вышла статья «Положе-
ние не улучшается», подписанная псевдо-
нимом «русский крестьянин». В ней автор
рассуждал о введении новых боевых ор-
130
Н О В ГО Р ОДИ К А