составленная по повелению митрополита
Макария). Истории текста Жития Алек-
сандра посвящено множество исследова-
ний, но в полной мере она не восстанов-
лена до сих пор
*
.
Первоначальной называется та редак-
ция Жития Александра Невского
**
, ко-
торая была написана, как предполагают
исследователи, в 80‑е годы XIII в. млад-
шим современником князя, неизвестным
книжником монастыря Рождества Бого-
родицы во Владимире, где князь был по-
гребён. Автор жития застал князя уже
зрелым человеком, был, вероятно, свиде-
телем его погребения, а обо всех его под-
вигах ему, судя по всему, рассказывали
те, кто был с Александром Невским во
всех его судьбоносных для Руси походах
(
«слышал я от отцов своих и сам был сви-
детелем зрелого возраста его»
)
***
. Эмоци-
ональность автора и его восхищённое
преклонение перед князем обнаруживают
в нём ещё достаточно молодого человека,
при этом чрезвычайно начитанного и об-
разованного: обилие сравнений Алексан-
дра с героями прошлого (царём Веспаси-
аном, Иосифом Прекрасным, Самсоном,
Соломоном, Давидом, Иисусом Навиным,
Иезекией) вводят образ Александра в ши-
рокий контекст мировой истории, возве-
личивая русского князя.
Первоначальная редакция жития
Александра Невского совмещает в себе
черты жанра жития и воинской повести.
*
Охотникова В.И. Повесть о житии Александра Невского // Словарь книжников и книжно-
сти Древней Руси. Вып. I (XI — первая половина XIV в.). Л., 1987. С. 354–363.
**
Необходимо отметить, что в Первоначальной редакции именование Александра «Невским»
ещё нет. Мы используем это историческое имя (закреплённое не ранее XV в.) по традиции.
***
Здесь и далее текст цитируется по изданию: Повесть о житии Александра Невского // Би-
блиотека литературы Древней Руси / Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева,
Н.В. Понырко. Т. 5: XIII век. СПб., 1997. С. 358–369.
Удивительно, но отделить одно от друго-
го достаточно трудно, хотя у этих жанров
были разные задачи (недаром книжники
сомневались, как именовать текст, на-
зывая его в рукописях то «житием», то
«словом», то «повестью о житии»). Веро-
ятно, происходит это потому, что автор
Первоначальной редакции совершенно не
задаётся вопросом о сути подвига князя
прежде всего как воина: Александр для
книжника — угодник Божий без вся-
ких сомнений и излишней рефлексии,
а его ратные подвиги стоят в одном ряду
с другими защитниками своих народов
(«
Как сказал Исайя-пророк: «Так гово-
рит Господь: "Князей я ставлю, священ-
ны ибо они, и я веду их". И воистину —не
без Божьего повеления было княжение
его
»). Житийные «общие места» (топо-
сы) сводятся в основном к упоминанию
о благочестивых родителях Александра,
к самоумалению автора, по его самоха-
рактеристике, «недалекого умом», беру-
щегося писать житие такого великого
человека. Гораздо более в тексте черт
воинской повести, но и здесь чрезвычай-
но сильным оказывается христианское
мировоззрение автора, все события рас-
сматривающего с точки зрения Божьей
помощи угождающим Ему.
Примечательно, что образ Александра
Невского начинается не с чего-нибудь,
а с описания его красоты: «
И красив он
был, как никто другой, и голос его — как
135
N OV G O R O D I C A