о его голове. В окружении Сталина он
считался троцкистом. И, как доказыва-
ют архивные документы, обнаруженные
в 90-х годах, НКВД готовил показатель-
ный процесс против режиссера-авангарди-
ста латышско-немецкого происхождения.
В середине 30-х годов, в разгар кровавых
чисток, Эйзенштейн получил задание
снять фильм о русском национальном ге-
рое Александре Невском
».
Можно согласиться с утверждени-
ем, что абсолютное большинство наших
соотечественников во второй половине
XX века воспринимало образ князя из
XIII века в основном из фильма Эйзен-
штейна. Бертольд Зеевальд сообщает
немецкому читателю, что «кинофильм,
вышедший на экраны в 1938 году, был
чисто пропагандистским. В нём рыцари
Тевтонского ордена носили шлемы, напо-
минавшие современные немецкие, воины
вскидывали руки, как в гитлеровском при-
ветствии, и устраивали кровавые распра-
вы над жителями в русских городах. До за-
ключения пакта Молотова—Риббентропа
подобное было в ходу в Советском Союзе.
Сталин пришёл в восторг от этого симбио-
за национализма и социализма и наградил
Эйзенштейна орденом Ленина».
Автор иногда противоречит сам себе.
Вначале он пишет: «
Новгородский князь
Александр Ярославич Невский (1220—
1263) был и до сих пор остаётся иконой
в России, героем и святым в одном лице.
Как славный полководец, одержавший по-
беды над шведами, датчанами и — прежде
всего — немцами, он стал символической
фигурой, олицетворяющей величие и волю
к самоутверждению средневековой Руси.
Бессмертную славу с точки зрения по-
томков он обрёл 5 апреля 1242 года, разбив
войско Тевтонского ордена на льду Чудско-
го озера. Однако на самом же деле это со-
бытие не было уж таким значительным
».
Это мы уже неоднократно слышали.
Мол, «Ледовое побоище» — это более
поздняя выдумка, не имевшая никако-
го реального исторического результата.
Однако далее немецкий автор, кстати,
ссылающийся на труды только немец-
ких историков, делает следующий вы-
вод: «
Хотя поражение не умалило власть
епископа Дорпата и Тевтонского ордена,
битва на Чудском озере имела далеко
идущие последствия. С тех пор западные
миссионеры и рыцари уважительно отно-
сились к Чудскому озеру, рассматривая его
как границу сферы своей активности. Там
возникла имеющая мировое историческое
значение граница между зонами влияния
католической и православной церкви
».
Политика Александра Невского в Зо-
лотой Орде излагается немецким журна-
листом через цитирование книги Ман-
фреда Хильдермайера «История России»,
которая вышла в 2013 году: «
Подобная го-
товность оказывать активную помощь
"безбожным" кочевникам совершенно не
соответствовала образу национального
героя, созданному историографией XIX
столетия.
Но в то же время реальные действия
Александра Невского оказались рациональ-
ными и перспективными. Он вступил на
путь сотрудничества с новыми хозяева-
ми, что не только обеспечило выживание
его великого княжества на севере Руси, но
и решающим образом способствовало его
подъёму в следующем столетии
».
Образ героя-полководца, прослав-
ляющего своими подвигами Отечество,
в соседних странах зачастую восприни-
126
Н О В ГО Р ОДИ К А