Новгородика №1 2021г. - page 129

мается как образ жестокого агрессора.
Но и внутри самого государства тот или
иной исторический деятель обычно оце-
нивается с точки зрения сегодняшнего
дня, современной системы ценностей.
Не исключение и Александр Невский.
Обращение к нему в России происходи-
ло в самые сложные и переломные годы
нашей многовековой истории. Хотя па-
мять об Александре Ярославовиче никог-
да не прерывалась, особым вниманием он
пользовался со стороны таких заметных
личностей, как Иван Грозный, Пётр Вели-
кий и Иосиф Сталин.
Были и десятилетия гонений, и от-
кровенной неприязни, в частности, это
первые годы после Великой революции
1917 года. Тогда большевики в своей не-
любви к Александру Невскому объедини-
лись со своими злейшими врагами — по-
ляками-пилсудчиками. В современной
«Православной энциклопедии» подробно
описывается трагическая судьба собора
Александра Невского в Варшаве. Постро-
енный на народные пожертвования, ос-
вященный в 1912 году, он стал «апогеем
сакрального строительства» в Варшаве,
а его 70-метровая отдельно стоявшая
колокольня — самой высокой точкой
города.
После обретения в 1918 году Польшей
независимости польские искусствоведы
признали собор «малоценным», к тому
же занимающим слишком большую пло-
щадь в условиях её «недостатка» в Вар-
шаве. Судьба собора была предрешена.
Попытки остановить варварскую акцию,
санкционированную государственными
властями и поддержанную рядом вид-
ных общественных деятелей Польши, ни
к чему не привели.
Варшавский магистрат даже выпустил
специальные «боны, доступные для каж-
дого», «обеспеченные стоимостью мате-
риала, полученного в результате сноса»
собора, дабы «каждый поляк мог стать
причастным к этому делу».
Уничтожение собора осуществлялось
через малые взрывы. Их общее число со-
ставило более 15 000. В 1926 году на месте
Храма осталась голая площадь, которая
сейчас носит имя Йозефа Пилсудского.
Православный кафедральный собор
Александра Невского в Варшаве стал
первым в Европе ХХ века христианским
храмом, безжалостно уничтоженным по
решению государственной власти стра-
ны, закрепившей свою «приверженность
христианским идеалам» в особых статьях
Конституции.
Здесь хочется провести параллель
с другим памятником архитектуры. Дво-
рец культуры и науки в Варшаве был воз-
веден за деньги СССР в 1952—1955 годах.
Это одно из самых больших и красивых
зданий польской столицы, построенное
как символ советско-польской дружбы.
В нём находятся офисы, музеи, кинозалы,
театры, рестораны, книжные магазины,
бассейны, научные институты и выста-
вочные пространства.
В начале 90-х годов прошлого века
многие польские политики предлагали его
снести как «символ советского тоталита-
ризма и оккупации». По причине дорого-
визны этого действа (ведь для постройки
этого здания было использовано 40 мил-
лионов кирпичей) решили отказаться.
Однако в 2009 году, когда Европа отме-
чала 20-летие падения Берлинской стены,
в Польше опять начались разговоры о сно-
се высотки. Инициировал полемику глава
127
N OV G O R O D I C A
1...,119,120,121,122,123,124,125,126,127,128 130,131,132,133,134,135,136,137,138,139,...236
Powered by FlippingBook