Новгородика №1 2021г. - page 139

господина своего великого князя Алексан-
дра и от тех, кто участвовал в то время
в этой битве
», — уточняет автор, чтобы
не было сомнений в истинности пове-
ствуемого. И сам Александр, возглавля-
ющий такое войско, был героем выше
рядовых, получил ранение, оставшееся
затем шрамом на лице.
Эпизод о Невской битве обрамляется
описанием событий, говорящих о помо-
щи Божьей войску Александрову. Перед
битвой князь получает благословение от
архиепископа Спиридона, с жаром молит-
ся в храме Святой Софии, на ходу припо-
миная слова из Псалтыри: «
Суди, Господи,
обидящих меня и огради от борющихся со
мною, возьми оружие и щит и встань на
помощь мне
». Утерев слёзы после молит-
вы, вышел князь к дружине и, ободряя её,
произнес лаконичную речь, начинающу-
юся со знаменитых слов «
Не в силе Бог, но
в правде
» и утверждающую мысль о том,
что превосходство в силе ничто без помо-
щи Божьей. С этим и выступил в поход
против «римлян».
А помощь Божья Александру Невско-
му была дарована. В стране Ижорской
был старейшина Пелгусий, муж правед-
ный, совершавший ночной дозор на море
в день выступления войска Александра
в поход. Пелгусий сподобился увидеть
видение: по морю, стоя в ладье, держа
руки на плечах друг друга, плыли пер-
вые святые князья-страстотерпцы, Борис
и Глеб. И сказал Борис: «
Брат Глеб, вели
грести, да поможем сроднику своему кня-
зю Александру
». Об этом чуде Пелгусий
поведал князю, как только тот пришёл
на землю Ижорскую. И понял Александр,
что с ним Бог, и повелел Пелгусию не рас-
сказывать никому о видении. А выступил
Александр в поход 15 июля, в день памя-
ти святых Бориса и Глеба. Всё промыс-
лительно в великом деле, когда решается
судьба народа.
Было ещё нечто необычайное. После
Невской битвы оказалось, что на той сто-
роне реки Ижоры, куда воины Александра
даже не доходили, осталось множество
врагов поверженных. И поняли все, что
враги были перебиты ангелом Господним,
как это уже бывало в ветхозаветные вре-
мена с защитой святого города Иерусали-
ма при Езекии-царе. Небесное воинство
помогло Александру и в битве на Чудском
озере. Так в повествование о воинском
подвиге Александра постоянно вплетает-
ся агиографический контекст, и все дея-
ния князя становятся вписанными в об-
щую священную историю человечества.
В житии читаются ещё два важнейших
постоянных места воинской древнерус-
ской повести.
Первый топос условно именуется
«страхом перед именем». Это описание
того, как имя непобедимого героя ста-
новится известным далеко за пределами
его земли и используется как устрашение
возможных врагов. Так и имя Алексан-
дра Невского «
прославилось… во всех
странах, от моря Хонужского и до гор
Араратских, и по ту сторону моря Ва-
ряжского и до великого Рима», а «жены
моавитские начали стращать детей
своих, говоря: "Александр едет!"
». Это
один из наиболее ярких примеров пре-
вращения имени собственного в нари-
цательное, синонимами к которому яв-
ляются неустрашимость, непобедимость,
храбрость, ставшая легендарной.
Ещё один топос характерен для древ-
нерусской воинской повести. Самая
137
N OV G O R O D I C A
1...,129,130,131,132,133,134,135,136,137,138 140,141,142,143,144,145,146,147,148,149,...236
Powered by FlippingBook