Новгородика №1 2021г. - page 167

образ Всемилостивого Спаса, сидящего
на престоле, прислан в дар новгородцам
из Царя-Града от императора Еммануила.
На образе сем Иисус изображен держа-
щим в левой руке книгу Св. Евангелия,
с греческими словами из зачала II от Ио-
анна, а правою указующим долу.
Во втором ярусе помещены образа
12 апостолов; в третьем — двунадесяти
Господних праздников, а в 4-м — образа
св. пророков. Все они покрыты серебря-
ными позлащенными ризами или обло-
жены басменным серебром.
Пред иконостасом повешены 4 сере-
бряных паникадила: среднее, огромней-
шее из них, сделано в царствование Бо-
риса Годунова.
При первых двух столпах, против ико-
ностаса, устроены два места: Царское
и Святительское. Они украшены бога-
тою резьбою и прорезными крестами на
верху — с полулунием. Сие последнее ка-
жется чрезвычайно странным: желатель-
но бы изыскать время и причину, когда
вкрался сюда сей признак татарского
владычества, тем более, что царское ме-
сто в соборе сем учреждено впервые
в 1572 году по приказанию царя Иоанна
Васильевича — и по верху оного, сказа-
но в Киев[ской] истор[ии], сделан был
голубь — в символ окончания бедствий
Новгорода.
В куполе замечателен образ Спасите-
ля со сжатой десницей. Предание толку-
ет сие следующим образом: живописцу,
писавшему его, слышался трижды свы-
ше глас, который провозвестил, чтоб
он написал Спасителя со сжатой рукой
вместо благословляющей: «Аз бо, вещал
* Основываясь на сказании Нестора, стр. 82 по Кенигсбергскому списку: «Взяже два капища
медяны и четыре кони медяны».
оный глас, в сей руце моей великий Нов-
град держу, когда же сия моя рука рас-
пространится, тогда будет и граду сему
окончание». Многие наблюдатели нахо-
дят горсть Иисуса более и более разжи-
мающейся и трепещут о конце вселенной,
а неверные — утверждают, что это есть
действие оптики, которое можно заме-
тить, рассмотрев сие изображение с раз-
ных сторон.
Любопытнейшей достопамятностью
могут почесться здешние медные литые
врата, находящиеся на западной стороне.
Видимые на них вместе славянские и ла-
тинские надписи, изображения и одежды,
приличные греческой и латинской церк-
ви — запутывают, теряют в догадках са-
мых глубокомысленных антиквариев, на
счет их работы и происхождения: одни
утверждают, что они Корсунские, при-
сланные сюда Владимиром (
*
), другие
же полагают их привезенными из како-
го-нибудь Ганзеатического города. — Сие
последнее гораздо вероятнее, ибо по са-
мой художественной части они далеко
отстают от того совершенства, коим оз-
наменованы греческие произведения сего
рода; напротив, рисунок их и сочинение
напоминают возрождение изящных ис-
кусств в Германии: в сем можно убедить-
ся, рассмотрев некоторые изображения
происшествий ветхого завета, на них
представленные, как то: создание Евы из
ребра Адамова и проч. Отливка металла
довольно чиста. Весьма легко можно за-
метить также, что двери сии убавлены из
больших: несколько закрытых надписей
поперечными досками утверждают в сей
догадке. Говорят, что гр. Н.П. Румянцев
165
N OV G O R O D I C A
1...,157,158,159,160,161,162,163,164,165,166 168,169,170,171,172,173,174,175,176,177,...236
Powered by FlippingBook