Так, директор школы священник Иоанн
Румянцев выступил с речью о страшном
убийстве царя Александра II, после чего
совершился «поворот в сознании» и на-
чали открываться новые школы, в том
числе и школа Достоевского. Смотритель
Духовного училища В. Смирнов в своём
обращении отметил, что «росту» школы,
кроме благодати и помощи Божией, слу-
жило и имя Достоевского, которое, «
как
магнит, привлекло и привлекает к ней
симпатии
» многих людей. Он называет
писателя христианским учителем и про-
поведником любви христианской ко всем
и говорит, что Достоевский указывал на
то, что русское духовенство призвано
и только одно оно может соединить веру
с просвещением народа в школах.
Ещё через десять лет священник Дми-
трий Горский, который являлся в тот
момент директором школы, публикует
статьи: «Историческая заметка о состоя-
нии Старорусской церковно-приходской
школы имени Фёдора Михайловича До-
стоевского при Благовещенской церкви за
25 лет её существования от 1883—1908 гг.»
и «Описание торжества 25-летнего юби-
лея Старорусской церковно-приходской
школы имени Ф.М. Достоевского». Мате-
риалы были разбиты на части и опубли-
кованы в «Новгородских епархиальных
ведомостях» за 1908—1909 годы в 8 но-
мерах .
В первой статье подробно рассказана
история школы: как она возникла, какие
известные личности содействовали её су-
ществованию, как решались финансовые
вопросы, как строился педагогический
процесс. Во второй описано юбилейное
торжество, в ходе которого часто зву-
чало имя Достоевского. Так, священник
Александр Пылаев говорил: «...
понятно
и то, почему почитатели приснопамят-
ного Федора Михайловича Достоевского
остановились на мысли почтить память
его устройством церковной школы. Он,
покойный, в жизни своей и в своих бес-
смертных произведениях стремился осу-
ществить идеал христианина, безропот-
но несущего крест свой до конца. И школа,
посвященная его имени, преследует имен-
но эти же задачи...
». Владыка Гурий, опи-
раясь на биографию писателя, сказал:
«
Там, в далекой Сибири, он [Достоевский]
близко сошелся с Русским народом и глу-
боко познал его верующую и богопредан-
ную душу. А это познание привело его
к духовному возрождению, о котором...
он и проповедует во всех своих бессмерт-
ных произведениях... В них он раскрывает
истинный смысл жизни и необходимость
духовного возрождения каждого человека
».
Архиепископ Новгородский и Старо-
русский Гурий, а затем и его правопре-
емник, владыка Арсений, бывая в Ста-
рой Руссе, часто посещали школу имени
Достоевского. В № 41 «Новгородских
епархиальных ведомостей» за 1913 год
отмечено: «
Владыка [Арсений] выразил
удовольствие, что посетил школу, кото-
рая носит имя великого писателя и хри-
стианина, на сочинениях которого он
воспитывался
».
Начиная с 1900 года упоминания
о школе мы встречаем и в отчётах
о праздновании Дня святых Кирилла
и Мефодия в Старой Руссе, когда подво-
дились итоги учебного года, так называ-
емые «акты», устраиваемые в помещени-
ях школы Достоевского. В России такие
торжества проходили по указу Святейше-
го Синода с 1863 года. Традиция возоб-
174
Н О В ГО Р ОДИ К А