В одном из листов художник изобра-
жает Дмитрия Карамазова бегущим по
пустынным улицам города (Рис. 1). Эта
пустынность — метафизическая, абсо-
лютная. Персонаж — не в среде, а вне
её, над ней. Он обособлен. Обособление
достигается игрой мас-
штабов и ритмов: город
мал и статичен, а фигура
Дмитрия огромна, за-
нимает почти весь лист,
сильно наклонена и вы-
глядит неустойчивой.
Это почти полёт, ото-
рванность от реальности,
пребывание в ином про-
странстве — жёстоком
пространстве страсти.
Фигура почти бесплотна,
бестелесна. Она, скорее,
призрак, фантом, воспо-
минание; но лицо, руки,
одежда вполне конкрет-
ны, тщательно прора-
ботаны. Однако все эти
отсылки к жизненным,
материальным реалиям
в пейзаже и чертах ге-
роя — лишь оттеняют
главное: перед нами не
место действия и персо-
наж, визуализированные
художником, а символи-
ческий образ.
В цветных офортах
по мотивам романа «Братья Карамазо-
вы» художник создал сложную метафо-
рическую ткань, передав языком гравюры
важные болевые мотивы романа: рассказ
Ивана о помещике, затравившем ребенка
собаками; размышления героев о страда-
ниях детей («слеза ребёнка»), поэму о Ве-
ликом инквизиторе. Первая серия — по-
иск графического языка для воплощения
сложных философских идей писателя.
Найти нужное решение помогли более
ранние опыты работы с великими про-
изведениями русской
классики. И прежде всего
с «Записками сумасшед-
шего» Н.В. Гоголя.
Карандашные рисунки
1983 года демонстрируют
интерес художника к ино-
му пласту безмерного по
глубине последнего ро-
мана Достоевского. Он
ставит перед собой зада-
чу изобразить главных
героев — Карамазовых.
Рис унки Непомняще-
го вполне реалистичны.
В них есть узнаваемость,
близость к авторской ха-
рактеристике. Но прямой
рассказ-показ и в этом
случае кажется худож-
нику недостаточным. Он
находит выразительный
образ-символ — паути-
ну (Рис. 2). Рисунки-па-
у тинки «проявляют»
лица персонажей, вы-
являя их антагонизм
и родство. Каждый из
Карамазовых — неволь-
ник страсти. У Федора Павловича — это
страсть плотская, у Ивана — интеллекту-
ально-горячечная, у Алёши — мятущая-
ся страсть-вера. Поразительна простота
художественного языка и ясность мысли
художника. Рисунки выполнены на цвет-
Рис. 2. Фёдор Карамазов. 1983 г.
Бумага, карандаш. НГМ КП33104
180
Н О В ГО Р ОДИ К А