Новгородика №1 2021г. - page 185

зия и безысходности, отчуждённости
от живой р е а льно с ти возника е т
благодаря повторяющимся композици-
онным приёмам в изображении геро-
ев, в одинаковом официально-жёстком
оформлении листа. Художник изобра-
жает «героев» в среде, за каким-то делом
(«За шитьём») или погружёнными в себя,
размышляющими («Читая Библию», «Раз-
мышление о вере»). Используя в офорте
приёмы «старых мастеров», добиваясь
осязаемости каждой детали, точности
в передаче фактуры материала, он при-
даёт некую фундаментальность образам.
Лишь три офорта выводят нас под откры-
тое небо. Остальные — это замкнутое
пространство арестантского барака с за-
решёченным окошком. Стена приближена
к зрителю, она будто выталкивает к нему
«портретируемого». Галерея каторжан
уникальна. Отсутствует надрыв, какие-
то нарочитые позы (исключение — лист
«Наливай»). Художника вслед за Ф.М. До-
стоевским интересует человеческое нача-
ло в отверженных преступниках. Тончай-
шие нюансы характеров выявляются не
только благодаря глубокому постижению
текста, но и техническому совершенству
работ.
В это же время ещё одно произведе-
ние Ф.М. Достоевского захватило во-
ображение художника. Это — повесть
«Село Степанчиково и его обитатели».
Иллюстрации «
пролежали достаточ-
но долго
, — писал Борис Непомня-
щий, —
и я понял, что если не решусь на
хоть какое-нибудь графическое решение,
то не смогу вернуться к ним в ближай-
шее время. Главное, что мне хотелось
больше всего — хоть чуть-чуть не быть
похожим на себя предыдущего, работать
чуть-чуть по-другому. И тут я подумал,
что обучаю студентов каллиграфии,
я сам научился писать сносно и красиво.
Так и появилась идея, не новая, конечно, —
соединить рисунок со словом. Иллюстри-
ровать было сложно. Ф.М. Достоевский
очень скудно описывает место действия,
а по сути, все происходит в почти зам-
кнутом пространстве. Произведение
мне показалось мало похожим на другие,
а это, возможно, и стало побудителем
в том, что я решился на иллюстрирова-
ние...
» [1, с. 89].
На страницах повести «Село Степан-
чиково и его обитатели» перед читателем
Рис. 4. Иллюстрация
к «Запискам из Мертвого дома». 2011—2012 г.
Бумага, офорт. НГМ КП 47093/1
183
N OV G O R O D I C A
1...,175,176,177,178,179,180,181,182,183,184 186,187,188,189,190,191,192,193,194,195,...236
Powered by FlippingBook