разворачивается другой, но не менее бо-
лезненный и гнетущий мир. И здесь ре-
альность искажена до неузнаваемости.
Красота, доброта и правдивость оболганы
и уничтожены пошлой беспринципно-
стью и провинциальным актёрством цен-
трального персонажа — Фомы Опискина.
Но накопившиеся тяжесть и духота — не
могут быть бесконечны. Ситуация долж-
на разрешиться взрывом. И здесь у ху-
дожника были интересные предшествен-
ники, среди которых можно выделить
В.А. Милашевского, проиллюстрировав-
шего книгу в 1930-е годы, и Ю.С. Гершко-
вича, предложившего яркое решение цик-
ла в 1980-е. Борис Непомнящий нашёл
свой способ выразить сложные перипе-
тии сюжета пластически. Он использовал
приём состаренной бумаги, на которой
рисунок отчётливо виден, особенно в пе-
редаче черт лица, мимики, жестов, а ак-
варельные прозрачные заливки кажутся
случайными, но оживляют композицию,
делают её более лёгкой. Образы повести
переданы в гротескной манере. Эксцен-
тричность поз, театральность мизансцен
сочетается с этнографической точно-
стью костюма и деталей. В рисунках нет
конкретного бытового пространства, но
есть выразительная деталь, притягиваю-
щая внимание, добавляя новый оттенок
в общую фантасмагорическую картину.
В этой серии иллюстраций Борис Непом-
нящий также вводит в композицию листа
авторский текст. Изящно, с росчерками
написанный, свободно размещённый на
странице, он абсолютно равноправен
в создании зрительного образа (Рис. 5).
В 2014 году Борис Непомнящий начал
работать над художественным решением
Рис. 5. Иллюстрация к повести «Село Степанчиково и его обитатели».
2017 г. Бумага, смешанная техника. Собственность автора
184
Н О В ГО Р ОДИ К А