ном фоне графитным карандашом. Листы
сильно вытянуты по вертикали. Этот, ка-
залось бы, незначительный штрих прив-
носит в триптих едва уловимую нотку
тревожности, внутренней неустойчивости.
Многие тексты Достоевского наполне-
ны библейскими мотивами и ассоциация-
ми, обращены к душе человека, ищущего
Бога или восстающего против него, а зна-
чит, против Бога в себе.
В 1990-е годы Бориса Непомнящего
особенно привлекает Библия как уни-
версальная модель человеческих отно-
шений, которая помогала ему преодоле-
вать хаос современного мира, житейские
трудности, сохранять ясность ума, волю
к жизни, творческий потенциал. Фило-
софия бытия, образы, которые являют
собой квинтэссенцию подвигов и грехов
человеческих, воплощают духовные ис-
кания, прозрения, поражения и победы
личности, устремлённой к познанию
Бога, служению ему как истинному смыс-
лу жизни, — вот что интересно мастеру.
Бесконечность и над-мирность, все-вре-
менность пространства Библии подчёр-
кнуты использованием в офортах золота
в моделировании складок одежд и в изо-
бражении неба, а также тем, что могучие
фигуры библейских героев, занимающие
весь лист, очень легки, почти невесомы.
При всей точности и тщательности про-
работки лиц, фигур, драпировок они ли-
шены материальности, осязаемости. Они
были всегда, они и есть вечность. Здесь
художник развил тот художественный
подход, который явно просматривался
в офортах по мотивам романа «Братья
Карамазовы», когда реальное приобре-
тает символическое звучание. Полная
техническая свобода, совершенство ма-
стерства в сочетании с глубиной про-
никновения в текст Библии позволили
Борису Непомнящему выразить гра-
фическими средствами сложнейшие
философские и религиозные понятия,
передать грандиозность ветхозаветных
персонажей.
В 2000-х годах художник вновь воз-
вращается к творчеству Ф.М. Достоев-
ского. Он показывает на выставке в До-
ме-музее Ф.М. Достоевского в Старой
Руссе около 30 рисунков к «Запискам из
Мертвого дома». Сюжеты и образы «За-
писок» привлекали внимание в XIX веке
Н.Н. Каразина и Е.П. Самокиш-Судков-
ской, в XX — В.В. Домогацкого, Л.П. Ду-
расова, И.С. Глазунова, В.Н. Белана
и В.М. Бескаравайного, в наше время
книга вышла с иллюстрациями А.И.
и К.А. Кретовых-Даждь [4, c. 102–103].
Рисунки Бориса Непомнящего произ-
вели огромное впечатление на участни-
ков Международной конференции «До-
стоевский и современность», ежегодно
проходящей в музее. Их увидел и главный
редактор издательства «Вита Нова», кото-
рый сразу предложил художнику выпу-
стить книгу с этими иллюстрациями [1].
В повести Ф.М. Достоевский передал
свои впечатления от каторги — Мёртво-
го дома, как назвал её герой «Записок»
Александр Петрович Горянчиков, кото-
рого писатель, следуя традиции своего
времени, делает автором текста, объяв-
ляя себя лишь его публикатором. Траги-
ческий в своей безысходности этот мир,
собравший зло наказанное и зло самодо-
вольно-властвующее, воспроизводится
Достоевским с точностью и беспощадно-
стью. Он вышел оттуда живым, но навсег-
да обожжённым, получившим не только
181
N OV G O R O D I C A