на коленях, простирающим к нему свои
руки. Другая монета с небольшою пере-
меной, позолочена и с ушком. Замеча-
тельна здесь еще монета с государствен-
ным орлом и с надписью: 10 денег. Она
также с ушком и вызолочена.
В числе редкостей — по ценности и по
богатству первое место занимают ризы Па-
триарха Никона. Жемчуга, коими они уни-
заны, необычайной величины и красоты.
Из панагий богатейшие и замечатель-
нейшие суть следующие: 1) с портретом
императрицы Екатерины II, осыпанным
вокруг крупными солитерами — жа-
лована преосвященному Димитрию
в 1762 году. 2) Золотая, с огромным
яхонтом в средине, на коем с отличным
искусством вырезано распятие Христа
Спасителя. 3) Панагия преосвященного
Пимена — золотая. В средине на кипари-
се вырезана София, а сверху оной яхонт
с изображением Иисуса. 4) Крест золо-
той с тремя продолговатыми сквозными
яхонтами, на коих вырезаны: Распятие,
Божия Матерь и Иоанн Богослов. Крест
сей принадлежал папе Урбану IX и пода-
рен Екатериною II митрополиту Гавриилу.
Здесь хранится также Евангелие, пи-
санное собственной рукой св. Пимена.
В нем инде вместо Иисус написано Исус,
что дало повод суеверам утверждать, что
по сему должно так и писать сие слово;
но в любопытном извлечении, сделанном
митрополитом Гавриилом из сего Еван-
гелия, явствует, что сие есть ни что иное
как орфографическая ошибка, ибо чаще
написано здесь же Иисус.
Из дворца, в коем останавливался
Петр Великий, перенесены сюда неко-
торые употребляемые им вещи, как то:
трость с набалдашником, в коем были
часы, табакерка, им самим выточенная,
и паникадило.
Заметишь ли дубинку, коими воору-
жены были опричные, разъезжавшие по
Волхову в лодках, когда разгневанный
царь Иоанн приказал мятежных новго-
родцев кидать с моста в Волхов?
Библиотека здешняя особенно лю-
бопытна: она восприяла свое начало
с построением Софийского собора, ибо
по введении христианства в Новгоро-
де, соборная церковь сия должна была
снабжать служебниками другие церкви,
а потому она была богата всеми цер-
ковными книгами, употреблявшимися
в первых и средних веках христианства
в России, но они утрачены при разных
разорениях Новгорода. Третьей эпохой
составления Софийского книгохранили-
ща может почесться заведение духовно-
го училища при доме Архиерейском под
руководством ученых братьев Лихудов,
коих манускрипты на русском и грече-
ском языках доныне сохранились здесь
в большом количестве. 4-й эпохой умно-
жения библиотеки — есть введение кни-
гопечатания в России в 1644 году. С того
времени предписано было отправлять
божественное служение повсюду по пе-
чатным книгам, а рукописные книги со-
бираемы были отовсюду для хранения
в Софийской библиотеке. 5) Наконец
присланы были сюда в 1785 году древние
рукописи, взятые из Кириллова Белозер-
ского монастыря. Теперь книгохранили-
ще сие, заключающее не с большим 3000
книг, может почесться по всей справед-
ливости драгоценнейшим во всей России
по редкости рукописей, из коих многими
пользовался знаменитый историограф
наш Н. М. Карамзин.
169
N OV G O R O D I C A