Новгородика №2 2022г. - page 30

вянским просветителям. Праздник был
утверждён как церковный и отмечался
главным образом в учебных заведени-
ях. Конечно, этот текст сложен для со-
временного человека: он написан более
150 лет назад и не предназначался для
диктовки. Но в этом и состояла его при-
влекательность для грамотеев.
Идея диктанта 2017 года родилась
из наших наблюдений над написанны-
ми диктантами прошлых лет. Мы заме-
тили, что не всем грамотеям известно
написание города, в котором родились
Кирилл и Мефодий. Поэтому мы ре-
шили посвятить диктант этому горо-
ду. Сейчас он называется Салоники,
в древности же славяне называли его
Солунь, а греки — Фессалоники. Текст
назывался «Солунь — родина Кирилла
и Мефодия». Этот город стал ближе нов-
городцам, когда они узнали, что маль-
чиков, которым суждено было стать
равноапостольными святыми, водили,
как много столетий и жителей нашего
города, в храмы Святой Софии и Дими-
трия Солунского.
Диктант 2018 года «Возрожденная
традиция» напоминал о том, как скла-
дывалась в нашей стране традиция по-
читания Кирилла и Мефодия, он был
наполнен датами — 1030 лет Крещения
Руси, 1155 лет подвигу Кирилла и Ме-
фодия и 30 лет возрожденной традиции
почитания их памяти в рамках государ-
ственного праздника. Этот диктант стал
своеобразным комментарием к истори-
ческой ретроспективе текущего года.
В 2019 году диктант назывался
«Прочность стен и твёрдость слова:
к 900-летию Георгиевского собора»,
в нём шла речь об истории храма, девя-
ти веках, отделяющих нас от момента его
закладки, и надписях-граффити, кото-
рые сохранили его стены до наших дней.
Эффект преодоления исторической дис-
танции создают не только древние стены
храма, но и письмо, которым мы обяза-
ны Кириллу и Мефодию.
Все эти семь диктантов, объёмом
каждый в одну печатную страницу, со-
ставляют своеобразный текст проекта,
в котором отражаются исторические
данные и актуальные для того времени
события, значимые для Великого Нов-
города в контексте российской истории.
В этом общем тексте соединяют-
ся мемориальное и просветительское
начала, и это объясняет, почему дик-
тант — такое, казалось бы, обыкно-
венное школьное занятие — подошёл
для того, чтобы отметить юбилей сла-
вянской письменности. Прежде всего,
потому что при всей его банальности,
диктант — это именно письмо, и отме-
чать память создателей письма пись-
мом — идея простая и понятная людям.
Кроме этого, диктант — это форма ак-
тивного участия в событии: грамотеи
не только внимали, но и действовали,
ведь письмо — это действие. Нако-
нец, совместное писание одного текста
становится ритуалом, действенным
выражением благодарности Кириллу
и Мефодию, одарившим нас этим да-
ром нетленным, а ведь его ценность
в ежедневных разнообразных писаниях
и чтениях почти не ощущается.
Может быть, самое интересное состо-
ит в том, что совместное писание отчасти
напоминает работу и самих равноапо-
стольных братьев, во всяком случае, как
она запечатлена в «Житии Мефодия»,
29
2022/2/N OV G O R O D I C A
1...,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29 31,32,33,34,35,36,37,38,39,40,...234
Powered by FlippingBook