Новгородика №1 2021г. - page 39

небольшой, размером всего в шесть гек-
таров песчаный холм...
Как София строилась
Сердцем Детинца, а с ним и всего Нов-
города, была Святая София. Это самый
древний христианский храм современ-
ной России. Его строительство началось
в 1045 году и было завершено в 1050, то
есть заняло всего пять лет. Даже по се-
годняшним меркам это весьма короткий
срок для объекта, на который было израс-
ходовано примерно 10 тысяч кубометров
камня и кирпича.
Впрочем, Софию трудно назвать
грандиозным сооружением. Её размеры
довольно скромны — длина 27 метров,
ширина 24,8 метра, высота от уровня
древнего пола до голубя на кресте 38 мет-
ров. Внешний облик собора не поражает
затейливой пестротой, как, скажем, храм
Василия Блаженного. Внутреннее убран-
ство собора тоже не слепит роскошью.
В чём же секрет необыкновенной притя-
гательности Софии Новгородской?
Есть такое понятие — намоленность.
Оно гораздо точнее, чем модное слово
«аура» выражает концентрацию духов-
ной энергии. Так вот София — не только
самый древний, но и самый намоленный
храм России. Сколько видели и слышали
эти стены, сколько светлых и горьких
слёз пролилось, сколько исповедей про-
звучало, сколько горячих благодарностей
и молений возносились к Богу! Нескон-
чаемой вереницей входили в Софийские
врата злодеи и праведники, простецы
и гордецы, убийцы и жертвы. И всем им
равно внимала София, всем давала надеж-
ду и веру.
Первоначальный собор сильно отли-
чался от современного. Он был одногла-
вым, с круглым куполом, тремя апсидами.
С годами внешний и внутренний облик
Софии менялся, каждое новое поколение
новгородцев вносило в него что-то своё.
Стены поначалу были желтовато-розовы-
ми по цвету волховского известняка, из
которого они были сложены. Реставрато-
ры нарочно оставили кусок неоштукату-
ренной поверхности на восточной стене
собора, чтобы потомки могли предста-
вить его изначальный вид. В двенадца-
том веке стены оштукатурили и побелили,
и София стала напоминать белое облако
на фоне серо-голубого неба. С обеих сто-
рон к храму были пристроены приделы.
В XV веке собор стал шестиглавым, а цен-
тральный купол засиял золотом.
Строили новгородскую Софию те же
византийские мастера, что и Софию ки-
евскую. Два этих собора своим сходством
и одновременно своей непохожестью
удивительно напоминают собой два на-
рода — русских и украинцев. София ки-
евская красива яркой и броской южной
красотой. Дух Византии в ней смешался
с духом будущей Малороссии, греческие
лики икон соседствуют с пляшущими
местными скоморохами, а иконостас сле-
пит червонным золотом, бьёт по глазам
богатством и роскошью.
София новгородская по первому
впечатлению проигрывает своей стар-
шей сестре. Но истинный знаток оценит
благородство и чистоту её линий, со-
размерность пропорций. Оправленный
в старое серебро иконостас поражает
изысканным вкусом, лики икон испол-
нены сосредоточенной мудрости. Со-
фия киевская была княжеским собором.
37
N OV G O R O D I C A
1...,29,30,31,32,33,34,35,36,37,38 40,41,42,43,44,45,46,47,48,49,...236
Powered by FlippingBook