князя Владимира Мстиславича, уже
в 1224 году призвал братьев-меченосцев
к походу против князя Вячко, их конку-
рента в торговых и религиозных делах,
при поддержке новгородцев.
Князь новгородский Мстислав Мстис-
лавич Удатный (Удалой) ещё и в 1209—
1210 годах ходил на чудь и многих пленил.
В источнике сообщается: «
...идее князь
Мьстислав с новгородци на чудскый город,
рекомыи Медвежию голову (Оденпе), села их
потрати; и приидоша под город, и покло-
нишася Чюдь князю, и дань на них взя...
».
Однако князь Мстислав не только взял
с эстов дань, но и обещание креститься
в православную веру, что было особенно
отмечено вышеупомянутым хронистом
Генрихом Латвийским. Правда, новгород-
ские миссионеры оказались не слишком
усердными в этом деле, да, вероятно, и их
подготовка оставляла желать лучшего.
В это время на Западе уже действовали
несколько университетов, и, например,
папа Иннокентий IV и его предшественник
папа Григорий IX (Уголино дей Конт иди
Сеньи 1170—1241 гг.) окончили Париж-
ский и Болонский (с юридической на-
правленностью) университеты. Папа
Григорий IX был прекрасным специали-
стом в юриспруденции. Учредил папскую
инквизицию (судопроизводство) и пе-
редал её доминиканцам, при этом был
противником пыток в процессе дознания,
в 1233 году открыл университет в Тулу-
зе, а в Парижском университете учредил
центр аристотелевских исследований. Он
всячески поощрял развитие миссионер-
ства в Прибалтике, Финляндии и Румынии
и одобрил северные походы тевтонских
рыцарей. (Кроме того, интересно отметить,
что в 1222 году был открыт известный
Падуанский университет, в котором позже
преподавал Галилео Галилей и в котором
учился один из братьев Лихудов.)
Князь Мстислав был крайне не до-
волен пассивностью православного ду-
ховенства и даже добился смещения ар-
хиепископа Новгородского Митрофана,
вместо которого был поставлен монах
Антоний из Хутынского монастыря. Тот
самый Антоний, который под именем
Добрыни Ядрейковича ходил в Констан-
тинополь и принёс оттуда многие свя-
тыни. Именно к нему под благословение
в 1228 году князь Ярослав Всеволодович
привёл в Варлаамо-Хутынский монастырь
своих сыновей Феодора и Александра.
Русские купцы по своим торговым
делам часто селились в Риге, имели там
подворье и свой православный храм. Это
вызвало крайнее неудовольствие папы Го-
нория III, который в письме от 8 февраля
1222 года предписывал отказать схизма-
тикам, по крайней мере, в демонстратив-
ном осуществлении особых церковных
обычаев. Правда, точно такие же ограни-
чения существовали и для католическо-
го прихода немецких купцов в Великом
Новгороде. Незадолго до смерти своей
в послании королям Руси в 1227 году Го-
норий III писал: «
...поддерживая прочный
мир с христианами Ливонии и Эстонии,
не мешайте распространению веры хри-
стианской и тогда не вызовете него-
дования божественного апостольского
престола...
». Но православные приходы
к этому времени уже были и на террито-
рии современной Эстонии, и на водской
земле. Больше того, летопись сообщает
нам, что князь Ярослав Всеволодович
в 1227 году «
послав крести множество
корел, мало не все люди
».
52
Н О В ГО Р ОДИ К А