Папа Иннокентий II собирает, нако-
нец, в 1245 году в Лионе собор епископов
для осуждения императора Фридриха II.
На соборе было решено предпринять
попытки для восстановления единства
с Восточной православной церковью,
и предусматривалось создание системы
оповещения о действиях татаро-мон-
голов. Причём эту систему должен был
возглавить сам папа. В этом отношении
Иннокентий II придавал очень боль-
шое значение миссии на Востоке. Он
был в переписке с Даниилом Галицким
и Александром Невским, учредил пер-
вую епархию в Литве после крещения
Миндогва и его жены Марты (креще-
ние состоялось в 1251 году, а коронация
в 1253). Миндогв был последовательным
язычником и, как известно, литовцы сво-
ими набегами чрезвычайно досаждали
как рыцарям в Прибалтике, так и новго-
родцам. Князь Александр был вынужден
пресекать много раз их разбой на своей
земле. Во время русско-литовского похо-
да против Ордена в 1262 году литовские
воины Минговда сожгли на костре пару
латинских епископов. Правда, русские,
которые совершали поход под водитель-
ством князя Димитрия Александровича,
в этом не участвовали.
После смерти Марты Миндогв взял
себе в жёны её сестру, жену князя Дов-
монта, потому что, как он говорил, она
была очень на сестру похожа. И князь До-
вмонт жестоко отомстил ему в 1263 году.
Были убиты Миндогв и два его малолет-
них сына.
Великий князь Александр Невский
всеми силами стремился успокоить своих
соседей на Западе, чтобы развязать себе
руки для целенаправленной политики
примирения с Ордой на Востоке. Это
было необходимо для беспрепятственно-
го прохождения товаров с Запада на Вос-
ток: по рекам Двине, Нарове, или Неве,
через Новгород, далее по Волге, в низо-
вьях которой расположилась Орда в Са-
рай-Бату, а потом и в Сарай-Берке. Так
товары проходили в Каспийское море
и попадали в юго-восточную Азию, а по-
том с новыми товарами купцы возвраща-
лись обратно в Новгород и европейские
города Ганзейского союза. После гибе-
ли Ярослава Всеволодовича в 1246 году
в Орде встаёт вопрос о том, кто на Руси
возьмёт на себя бремя ответственности
за восстановление разрушенных городов
и единение земли.
Новгородская летопись под 1246 годом
сообщает, что Александр получает от Ба-
тыя повеление приехать в Орду: «
...Тако
бо рече ему цесарь: "мнѣ покорилъ богъ вси
языкы; ты ли единъ не хощеши мнѣ по-
коритися, ни силѣ моеи; нь аще хощеши
соблюсти свою землю, то прииди ко мнѣ
и узриши честь царства моего". Князь же
Александръ, "...слышавши вѣсть сию, по-
иде в Володимиръ, по умертвни отца сво-
его, в силѣ велицѣ; и сице грозенъ бысть
приход его, до усть Волгы проиде вѣсть.
И начаша жены Моавискыя полошати
дѣтии своих, тако ркуще: "Александръ,
грозныи князь, идет"
». Первая же поезд-
ка Александра вместе с братом Андреем
в Орду состоялась только в 1249—1250 го-
дах. Мы видим, что Александр после по-
хорон своего отца во Владимире не очень
торопился отправиться к грозному хану
Батыю. Более того, именно в этот проме-
жуток времени он ведёт интереснейшую
переписку, о которой мы уже кратко упо-
минали, с папой Иннокентием II.
55
N OV G O R O D I C A