и патриарху Константинопольскому. Как
полагает историк Г.В. Вернадский, монго-
лы хотели завязать отношения с египет-
ским султаном. Православных в Орде он
терпел до времени ради установления от-
ношений на Востоке посредством тонкой
византийской дипломатии.
Импе р а т ор Мих а ил Па л е олог
в 1261 году освободил Константинополь
от латинян. Чтобы восстановить целост-
ность и безопасность своих владений,
ему нужен был мир на Востоке и на За-
паде. Боясь угроз со стороны Карла Ан-
жуйского, Михаил начинает перегово-
ры с Римом о восстановлении единства
Церкви. С другой стороны, угроза мон-
голов, которые в 1258 году взяли Багдад,
туркам-сельджукам, в большой степени,
ослабляла напряжение на восточных гра-
ницах. Был ли Александр Невский в Орде
проводником политики, выгодной Ми-
хаилу Палеологу, сказать трудно. Одна-
ко близость с митрополитом Кириллом,
получившим в Никее благословение на
русскую кафедру и, конечно, поддержи-
вавшим контакты с Константинополь-
ской патриархией, делают такое предпо-
ложение вполне реальным.
Переговоры с монголами вели не
только русские князья. В Каракорум ез-
дил, как известно, Плано Карпини. Да
и сами монгольские послы посещали
Рим и были приняты папой. Матфей
Парижский рассказывал историю о том,
как папа Иннокентий IV якобы угова-
ривал монгольских послов напасть на
Никейского императора Иоанна Вата-
ца, а потом и на германского императо-
ра Фридриха II, с которым, как мы уже
говорили, у папы были отвратительные
отношения и который, в свою очередь,
пытался выстраивать свои отношения
с Эпирским и Никейским православны-
ми правителями. В этих условиях папа
был вынужден обращаться к француз-
скому королю Людовику Святом с прось-
бой поддержать Константинопольское
латинское королевство. Матфей, конечно,
оговаривается, что папа ставил монголам
условие — принятие ими христианства.
История эта, однако, мало правдоподоб-
на. Мы знаем, что послы были приняты
папой Иннокентием с большим уваже-
нием. И было написано хану длинное
письмо с предложением принять христи-
анство, но ни о Фридрихе, ни об Иоанне
Ватаце там не упоминается.
Последняя поездка князя Александра
в Орду по вызову хана Берке, который
уже отделился от монгольской империи,
расправился со своими противниками
и собирался воевать с иранским ханом
Хулагу, состоялась в 1262—1263 годах.
Именно Берке отравил сына Батыя Сар-
така, который опирался в Орде на отря-
ды, состоящие из несториан, с которы-
ми у Александра Невского были вполне
дружеские отношения. По утверждению
Л.Н. Гумилёва, уничтожение несториан
в Самарканде было устроено также по
приказу Берке. С помощью великого кня-
зя хан хотел произвести набор рекрутов
в русских городах, желая пополнить своё
войско перед походом в Иран. Каким об-
разом Александру удалось оградить рус-
скую землю от очередной беды, сказать
трудно, но возвращался он домой уже
тяжело больным. А в Городце оконча-
тельно разболелся, принял перед смертью
монашество и схиму с именем Алексий.
И, возможно, последняя его молитва пред
Феодоровской иконой Божией Матери,
61
N OV G O R O D I C A