Алексей Востров
СУХОПУТНЫЕ ДОРОГИ
МЕЖДУ ВЕЛИКИМ НОВГОРОДОМ
И КАРЕЛЬСКИМ ПЕРЕШЕЙКОМ
В XVI—XVII ВЕКАХ
ухопутные дороги, несмотря на зна-
чительную роль водных путей, на
протяжении веков выполняли множество
разнообразных функций. Они позволяли
осуществлять административное и цер-
ковное управление, обеспечивали тор-
говлю и обмен товарами, налаживали
контакты между землями для обмена иде-
ями и новостями, в том числе создавая
чувство общности. Так линия связи двух
точек на карте обретала стратегическую
окраску, учитывая интересы Шведского
королевства и Великого княжества Мо-
сковского в Ингерманландии и на Ка-
рельском перешейке.
Карельский перешеек, входивший
в состав северо-западной Водской пяти-
ны Новгородских земель, представляется
особенным местом из-за пограничного
своего статуса: в результате Ореховско-
го мирного договора 1323 года перешеек
был впервые официально поделён между
Новгородской республикой и Шведским
королевством. В дальнейшем граница по-
стоянно оспаривалась, в том числе воен-
ным путём, и в результате Столбовского
мирного договора 1617 года перешеек
вместе с Ингерманландией оказался под
шведским управлением. Великая Север-
ная война 1700—1721 годов закрепила
Карельский перешеек (вместе с Выбор-
гом) за зарождавшейся Российской им-
перией, но граничный его статус сказы-
вался и в дальнейшем.
В этом контексте дороги, связывав-
шие новгородские земли с Карельским
перешейком в период XVII—XVIII сто-
летий, представляют наглядный пример
взаимовлияния Запада и Востока —Шве-
ции и Великого княжества Московско-
го. Отправной точкой может служить
1478 год — присоединение Великого Нов-
города к Москве, после которого Швеция
и Ливония поддерживали дипломатиче-
ские отношения с центром русских зе-
мель через новгородских наместников,
а дорожная сеть Северо-Запада начала
активно развиваться.
Одной из первых магистральных до-
рог стала Ивангородская, проложенная
на основе Водского пути, первые упо-
минания о котором относятся к рубе-
жу XIV—XV веков. Записи о ямах этой
дороги встречаются в писцовых книгах
1500 года. Примерно в это же время об-
устраивается Ореховская дорога с про-
С
68
Н О В ГО Р ОДИ К А