С началом Северной войны система
транспортных магистралей на Северо-За-
паде значительно меняется: сухопутные
дороги активно использовались обеими
сторонами для ведения боевых действий,
а контроль над ними являлся важной
военно-стратегической задачей — осо-
бенно в Восточной Ингерманландии. По-
сле занятия региона русскими войсками
дороги, поддерживавшиеся шведским
правительством, включаются в систему
русских государственных магистралей,
а позднее принципы их устройства были
частично переняты Петром I при органи-
зации дорожной службы в северо-запад-
ной части Российской империи.
1. Бельский С.В., Герасимов Д.В., Липатов А.А., Михайлова Е.Р., Соболев В.Ю., Шмелев К.В.,
Мурзенков Д.Н., Федоров И.А. Королевская дорога между Кексгольмом и Кронеборгом: ре-
зультаты исследований исторической дороги в Северо-Западном Приладожье // Материалы
полевых исследований МАЭ РАН / Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН
(Кунсткамера). Вып. 13. СПб., 2013.
2. Голубцов И.А. Пути сообщения в бывших землях Новгорода Великого в XVI—XVII вв.
и отражение их на карте сер. XVII в. // Вопросы географии. Т. 20. М., 1950.
3. Заметки о России, сделанные Эриком Пальмквистом в 1674 году / [Государственный ар-
хив Швеции, Ин-т славистики Стокгольмского ун-та, С.-Петерб. ин-т истории РАН]. М., 2012.
4. Кан А.С. Швеция и Россия в прошлом и настоящем. М., 1999.
5. Клинге М. Мир Балтики. Хельсинки, 1995.
6. Мейнандер Х. История Финляндии. Линии, структуры, переломные моменты. М., 2008.
7. Рюссов Б. Ливонская хроника. [1584] // Сборник материалов и статей по истории При-
балтийского края. Т. 3. Рига, 1880. С. 345.
8. Селин А.А. Дорога из Ладоги в Орешек // Староладожский сборник. СПб.; Старая Ладога,
1998. С. 28–41.
9. Селин А.А. Ивангородская дорога: западный участок // Крепость Ивангород. Новые от-
крытия. СПб., 1997. С. 215–223.
10. Селин А.А. Магистральные дороги Северо-Запада Новгородской земли в XVI—XVII вв. //
Очерки исторической географии. Северо-Запад России. Славяне и финны. СПб., 2001. С. 86–99.
11. Шкваров А.Г. Россия —Швеция. История военных конфликтов. 1142—1809 годы. СПб.,
2012.
12. Immonen T. Kurkijoen seutu Ruotsinvallan aikana vv. 1570—1710. Kurkijoen kihlakunnan
historia I-II-III. Helsinki, 1958. Р. 81–422.
13. Katajala K. Cross-Border Trade in Karelia from the Middle Ages to the October Revolution
1917 // The Flexible Frontier: Change and Continuity in Finnish-Russians Relations. Aleksanteri Series
5/2007. Helsinki, 2007. P. 70–87.
14. Masonen J. Ancient Land Communications Research in Finland // Fennoscandia archaeologica.
5. 1988. P. 79–104.
15. Masonen J. Tracks, Paths and Roads. Infrastructure and Transport in Finland and the Baltic
Sea Area from the Viking Age to Medieval Times (800—1500 AD) // Road Museum Reports 1/1995.
Helsinki: Finnish National Road Administration, 1995. 36 pp.
16. Nenonen M. Vesiltä pyörille: suuret maantiet 1550—1800. Maata, jäätä, kulkijoita. Tiet, liikenne
ja yhteiskunta ennen vuotta 1860. Helsinki, 1999. Р. 167–273.
17. Tarkiainen K. Sveriges Österland. Frånforntiden till Gustav Vasa. Helsingfors, 2008.
18. Villstrand N.-E. Riksdelen. Stormakt och rikssprängning 1560–1812. Helsingfors, 2009.
74
Н О В ГО Р ОДИ К А