ся зреть славу и величие предков своих
в веках протекших
». Переведённый на не-
мецкий язык «Дорожник» Глушкова стал
хорошим подспорьем и для иностранцев.
После того как в 1851 году была по-
строена железная дорога Петербург —
Москва, иностранные
путешественники пред-
почитали ездить из одной
столицы в другую поез-
дом, минуя Новгород. Так,
в частности, мимо Новго-
рода проехали Александр
Дюма, Теофиль Готье
и Кнут Гамсун, побывав-
шие в России во второй
половине столетия. Же-
лезная дорога, соеди-
нившая Москву с Петер-
бургом, стала основной
причиной того, что во
второй половине столетия
количество иностранных
туристов, побывавших
в Новгороде, резко сокра-
щается и практически сходит на нет.
Революция и Гражданская война край-
не отрицательно сказались на развитии
иностранного туризма, но не уничтожи-
ли его. В 1931 году в Советскую Россию
приехал английский путешественник
и журналист Роберт Байрон, искавший
«романтический дух Святой Руси» в избе-
жавших промышленных и политических
потрясений местах. Одним из таких мест
оказался Новгород, покидая который он
думал о том, что из всех городов, которые
он хотел бы увидеть ещё раз, «
главным яв-
ляется Великий Новгород
».
В 1956 году Новгород
как один из древнейших
русских городов, обла-
давший уникальными
памятниками истории
и культуры, был открыт
для массового посещения
иностранных делегаций
и туристов. В их числе
был будущий президент
Финляндии Мауно Кой-
висто, на которого город
произвёл впечатление
недавней арены ожесто-
чённых боёв. В это же
время в Новгороде по-
бывал финский архео-
лог, секретарь Общества
любителей древности
Финляндии Карл Мейнандер. Он назвал
Новгород «настоящим Эльдорадо для ар-
хеологов» и предположил, что его буду-
щее связано с развитием туризма. С этого
времени он становится одним из центров
международного туризма, который сегод-
ня выступает в качестве важного фактора
регионального развития.
Роберт Байрон
81
N OV G O R O D I C A