сравниться с этой в удобстве
». Даже
Астольф де Кюстин, которому многое
в России пришлось не по душе, так писал
о гостинице при почтовом дворе: «
Я пишу
вам из дома, который изяществом своим
разительно отличается от унылых до-
мишек в окрестных деревнях; это разом
почтовая станция и трактир, и здесь
почти чисто. Дом похож на жилище ка-
кого-нибудь зажиточного помещика, по-
добные станции, хотя и менее ухожен-
ные, чем в Померании, построены вдоль
всей дороги
». Шведу Рихарду Экблуму
в 1909 году лучшая новгородская гости-
ница пришлась не по вкусу, прежде всего,
из-за нарушавших его спокойствие кло-
пов, однако еду он похвалил.
Большой проблемой для иностранных
путешественников были российские до-
роги. Французская художница Элизабет
Виже-Лебрен, по дороге из Петербурга
в Москву в 1800 году, писала: «
Проехать
по сему тракту даже в сильные холода
и то едва возможно, ибо настил из бревен
постоянно трясется, давая то же ощу-
щение, что волны на море. Карету мою,
ехавшую на полколеса в грязи, толкало
и бросало во все стороны, и я в любую ми-
нуту могла отдать Богу душу
».
Во второй половине столетия состоя-
ние новгородских дорог несколько улуч-
шилось. Так, например, Унгерн-Штерн-
бергу дорога от Новгорода на Москву,
во всяком случае, до Бронниц, показа-
лась своеобразной, но довольно удобной.
Эрнст Мориц Арндт писал, что дорога от
Твери до Петербурга «
почти столь же
хороша, как прочие дороги великого госу-
дарства
».
Даже такой строгий критик россий-
ских порядков, как Кюстин, писал о доро-
ге Москва — Петербург, что она красивая
и «
содержится в порядке, хотя вымощена
такой твердой породой, что даже щебень
образует шероховатости и расшатыва-
ет болты колясок
».
Довольно неплохой показалась эта до-
рога финскому студенту, будущему пре-
зиденту Финляндии Юхо Паасикиви: «
До-
рога, проложенная из Москвы в Петербург
через Новгород, на протяжении многих
миль ровна, довольно чиста осенью, даже
во время слякоти, т. к. она тверда, как
городская улица»
.
На дороге между Петербургом и Мо-
сквой внимание иностранных путеше-
ственников привлекал также расположен-
ный в живописном месте среди холмов
и озёр Валдай, снискавший славу «
русской
Швейцарии
». Но, пожалуй, больше всего
Валдай был известен «
любовным располо-
жением жителей
», с проявлениями кото-
рого здесь сталкивались как русские, так
и иностранные путешественники.
Новгород упоминается в европейских
путеводителях XVIII века и в первом рус-
ском путеводителе для туристов издан-
ном в начале XIX в.: «Ручной дорожник
для употребления на пути между импе-
раторскими всероссийскими столицами,
дающий о городах, по оному лежащих,
известия исторические, географические
и политические с описанием обыватель-
ских обрядов, одежд, наречий и видов
лучших мест». Его автором был Иван
Фомич Глушков, ставший впоследствии
тверским вице-губернатором. К числу
лучших мест и важнейших достопри-
мечательностей, заслуживающих вни-
мания путешественников, он относит
Новгород, ибо «
кто из потомков вели-
ких славян с восхищением не вознесёт-
80
Н О В ГО Р ОДИ К А