гольме, была скопирована с немецкого
образца и досконально регламентиро-
вала почтовую службу и функциониро-
вание постоялых дворов. Так, дорожное
строительство было организовано по зе-
мельному принципу: через каждые две-
три шведские мили (10-15 км) поселялся
почтовый крестьянин (обычно грамот-
ный) с двумя помощниками, который
должен был по прибытии почты срочно
отправить её до следующего почтальона,
поскольку задержки сурово карались.
Именно почтовые крестьяне были обяза-
ны заботиться об исправном содержании
дорог на их дистанции.
На иб ол е е ц е нным
и полным источником ин-
формации о другой сторо-
не границы, новгородских
землях того времени, яв-
ляются «Заметки о Рос-
сии», сделанные Эриком
Пальмквистом в 1673—
1674 годах, в которых
шведский инженер-фор-
тификатор и военный раз-
ведчик, наряду с прочей
информацией, подробней-
ше фиксирует обширную
систему дорог — вплоть до
описания особых условий путешествия.
Важно отметить, что магистральные пути
предыдущего столетия зафиксированы
участником посольства Густава Оксен-
шерны как зимние варианты дорог, тем
самым подчеркивая, что к этому времени
в летний период сухопутные пути были
труднопроходимы.
Например, Пальмквист описывает
дорогу из Ладоги в Орешек следующим
образом: «
Когда-то, а именно во времена
графа Якова Делагарди, эта дорога очень
хорошо была обстроена мостами и т. п.,
но теперь же пришла в совершенную не-
годность и почти непроходима, особенно
летом из-за густых зеленых зарослей и бо-
лотистой топкой почвы
».
Более подробно он описывает водный
путь из Ниена и Нотебурга через Ладож-
ское озеро и по реке Волхов до Новгорода.
Этот маршрут, вероятнее всего, являлся
основным. Пальмквист отмечает даже та-
кие особенности путешествия: «
В летнее
время проезжающие испытывают здесь
большие затруднения из-за комаров, мух
и оводов, в изобилии плодящихся около
этой реки [Волхова] в прилегающих к ней
больших лесах и влажных кустах
».
Другая известная дорога — Орехов-
ская — в шведское время не использо-
валась, и вместо нее Пальмквист описы-
вает прямую дорогу из Ниеншанца через
Ижорский погост, выходившую к трассе
прежней Ореховской дороги в районе
Шапецкого яма (близ современного по-
сёлка Шапки).
73
N OV G O R O D I C A