должением на Карельский перешеек до
Корелы (Корельская) и, предположитель-
но, Ладожская дорога. Транспортная сеть
Водской пятины развивается и в середи-
не XVI века: меняется трасса Ореховской
дороги, производится реформирование
системы транспортных магистралей в це-
лом. К концу столетия уже густая сеть
сухопутных путей соединяла Новгород
с окружающими землями, в том числе
с Ладогой, Орешком и Корелой.
Ореховская дорога, длиной примерно
в 180 вёрст, соединяла Новгород с крепо-
стью Орешек. Она отходила от Иванго-
родской в Лусском яме (близ современ-
ного поселка Любуницы) и шла на север
через несколько ямов до Назьинского (на
реке Назия, между современными посел-
ками Приладожский и Назия), далее сво-
рачивая на запад к Орешку (почти совпа-
дает с современной трассой). Расстояние
между ямами не превышало 25—30 вёрст.
Большая часть трассы проходила по боло-
тистой местности, что мешало стабильно-
му её использованию: когда у новгород-
ской администрации не хватало средств
для поддержания состояния дороги, она
была не востребована. Показательно, что
на дороге почти не использовались мо-
сты — реки пересекались вброд.
В конце Ливонской войны 1558—
1583 годов шведские войска взяли дорогу
Схема новгородских дорог
Цифрами
на схеме обозначены:
1 — Новгород;
2 — Ладога;
3 — Орешек (Нотебург);
4 — Корела (Кексгольм);
5 — Назьинский ям;
6 — Шапецкий ям;
7 — Лусский ям;
8 — Ниен;
9 — Нарва/Ивангород;
10 — Псков;
11 — Порхов;
12 — Старая Русса;
13 — Тверь;
14 — Копорье
Основа для карты взята из книги:
Селин А.А. Новгородское общество начала XVII века.
Смутное время на Северо-Западе Московского государства. М., 2011. С. 176
69
N OV G O R O D I C A