под контроль и отмечали её «дурной ха-
рактер», что являлось следствием не толь-
ко военных действий, но и опричнины.
Один из участников неудавшегося похода
на Новгород 1582 года отмечал: «
Пошли
к Новгороду по дурной дороге, на которой
все лужи были переполнены водой, и непо-
года с ливнем длились и день и ночь, и все
мосты в России плавали под водой
».
После указанных событий, в 1586 году,
происходит обустройство Ореховской
дороги, а ямские станции укрупняются.
Однако в новом виде она прослужила не-
долго — вплоть до русско-шведской вой-
ны 1591—1593 годов. По окончании бое-
вых действий основной северо-западной
сухопутной дорогой вновь становится
Ивангородская, а в 1597 году Ореховская
окончательно упраздняется. По всей ви-
димости, причиной являлось неудобство
её трассы, которая значительно уступала
Ладожской дороге: в отличие от водного
пути, болотистый путь требовал посто-
янного ухода и осмотра. К этому времени
чаще использовался водный путь из Нов-
города в Орешек через Ладогу и в Корелу
через Ладожское озеро.
Ладожская сухопутная дорога изна-
чально проходила вдоль левого берега
реки Волхов и стала активно функци-
онировать лишь со второй половины
XVI столетия, хотя, вероятнее всего, су-
ществовала ранее. Уже в 1580-е годы су-
хопутные трассы ввиду ухудшения их
состояния стали заменяться водными,
что являлось показательным и для рас-
сматриваемой дороги — в летнее время
пути дублировали друг друга. В 1586 году
на дороге учреждаются ямские станции,
а пять лет спустя появился ям в Ладоге.
В результате реформы 1597 года Ладож-
ская дорога заменяет собой Ореховскую,
причем доминирует водный вариант, так
как сухопутный путь требовал больших
затрат. Однако ямы теперь располагались
по обоим берегам Волхова.
События начала XVII столетия, став-
шие временем Смуты, привели к окон-
чательному упадку сухопутных дорог:
Ореховская и Ивангородская дороги
становятся практически заброшенны-
ми, и встречаются лишь отдельные
упоминания их использования. Так,
в 1612 году — за два дневных перехо-
70
Н О В ГО Р ОДИ К А