да — шведские войска перемещаются от
Новгорода до Орешка по Ореховской
дороге, а Ладожский ям несколько раз
отмечался в документах того времени.
Основное движение русских и шведских
военных контингентов, в период швед-
ского военного присутствия в Новгоро-
де в 1611—1617 годы, шло не по мощё-
ным дорогам, а по рекам. Показательно,
что шведская военная администрация
возводит небольшие крепости — шан-
цы — вдоль водного пути
по реке Волхов для кон-
троля оккупированной
территории.
Таким образом, важ-
нейшей транспортной
артерией Водской пятины
в этот момент остаётся вод-
ный (зимой — санный)
вариант Ладожской доро-
ги по Волхову — издавна
известная часть «пути из
варяг в греки». Сухопут-
ный вариант Ладожской
дороги практически не ис-
пользуется. В целом водные пути в XVII
столетии приобретают большее значение,
чем в предыдущем: описание маршрутов
по рекам, в первую очередь по Волхову
и Луге, встречается чаще, чем сухопутных
дорог, которые с новгородской стороны
постепенно приходят в упадок. Инте-
ресно, что к этому времени маршруты
теряют исключительно государственное
значение, так как теперь здесь в большин-
стве своём передвигаются купцы и путе-
шествующие.
В 1622 году Ладожский ям снова на-
чинает функционировать, а к середине
XVII столетия Ладожская дорога и дорога
из Ладоги в Орешек, теперь являющиеся
приграничными, восстанавливаются. По-
следняя, протяжённостью около 70 вёрст,
запечатлелась в народных названиях как
«Карыгановская» или «Киргановская»
и являлась важной магистральной арте-
рией Новгородских земель c XVI столетия
вплоть до Северной войны. Она начина-
лась в центре Ладоги и шла вдоль течения
рек Ладожки и Кобоны до деревни Горо-
дище, где в XVII столетии появился Ла-
вуйский острог — пограничный пункт на
русско-шведской границе. Дальше дорога
соединялась с Ореховской в Назьинском
яме, который ближе к концу столетия уже
не использовался. Эта дорога в целом со-
впадает с трассой современного Мурман-
ского шоссе.
Продолжением пути из Новгоро-
да на Карельский перешеек являлась
Корельская дорога, о которой сохрани-
лось достаточно мало сведений. Она на-
чиналась в Орешке и близ Каяфинского
яма выходила к границе со Швецией. Пер-
вые сведения об этой трассе относятся
к 1539 году, но, вероятнее всего, она была
71
N OV G O R O D I C A