Русский город всегда поражал ино-
странных путешественников многочис-
ленностью церквей. Судя по их запискам,
именно православные храмы, их силуэты
и золочёные купола вместе с крепостны-
ми стенами и башнями определяли внеш-
ний вид города, его красоту и святость.
В этом плане пример Новгорода был
особенно показательным, и в XVII веке
он удивлял иностранцев, прежде всего,
своими церквами и монастырями.
В XVIII веке Новгород, превративший-
ся в провинциальный центр Российской
империи, оказался как бы в тени двух сто-
лиц, поэтому впечатления иностранцев от
него были не столь яркими, как впечатле-
ния от Москвы и Петербурга. Некоторые
путешественники ехали из Петербурга
в Москву и обратно не через Новгород,
а мимо него. Тем не менее в XVIII веке
количество иностранцев, приезжавших
в Новгород, чтобы увидеть «известные
достопримечательности сего древнего го-
рода», увеличивается особенно после того,
как во второй половине столетия Россия,
наряду с Польшей, Швецией, Норвегией,
Данией и другими странами северной Ев-
ропы, вошла в учебно-ознакомительный
туристический маршрут так называемого
«северного тура».
Здесь, в частности, побывали англий-
ский историк и путешественник Уильям
Кокс, голландский учёный Йохан Ме-
ерман, немецкий пастор Михаил Ранфт,
французский путешественник Орби де
ла Мотре, немецкий учёный-энциклопе-
дист Антон-Фридрих Бюшинг, датские
дипломаты Юст Юль и Педер фон Хавен,
шведский священник Свен Бэльтер, ру-
ководитель борьбы за свободу испанских
колоний в Америке Франсиско де Миран-
да, французский революционер Жильбер
77
N OV G O R O D I C A