Ромм, известный итальянский авантю-
рист Джованни Казанова.
В XIX веке Новгород превратился
в уездный город, во многом уступавший
другим российским городам. Для ино-
странцев он был лишь «тенью великого
имени», однако он продолжал привлекать
их внимание как антипод самодержавия.
Для либеральной европейской интелли-
генции он становится демократической
легендой, культурным мифом, символами
которого были Марфа-посадница и ве-
чевой колокол, символические осколки
которого они пытались найти в пострес-
публиканском Новгороде.
В числе иностранных путешественни-
ков, побывавших в Новгороде в XIX веке,
были французская художница Элизабет
Вижé-Лебрен, английская путешествен-
ница Марта Вильмот, немецкий писа-
тель-демократ Иоганн Готфрид Зейме,
немецкий учёный и педагог Эрнст Бень-
ямин Раупах, остзейский дворянин Ио-
ганн Фридрих Унгерн-Штернберг, фран-
цузская писательница Жермена де Сталь,
французский литератор Франсуа Ансело,
шведский учёный и писатель Юхан Бар,
маркиз Астольф де Кюстин, немецкий пи-
сатель-путешественник Фридрих Мейер,
английский студент Джон
Томас Джеймс.
Многих иностранцев,
побывавших в Новгороде
в XIX веке, можно счи-
тать туристами, посколь-
ку цель их путешествия
состояла в знакомстве
с Россией. При этом Нов-
город был для них часто
лишь промежу точным
пунктом на маршру те
Петербург — Москва или
Москва — Петербург. По-
явление инос транных
туристов высветило про-
блемы российского туриз-
ма — внешний вид и бла-
гоустройство города, его
достопримечательности,
которые могли «привлечь
взор путника», гостиницы, дороги.
Дос топримечательнос тями Нов-
города — этого «кивота святыни рус-
ской» — были, прежде всего, опоясыва-
ющие его монастыри и церкви. Именно
на них в первую очередь обращали свое
внимание иностранцы. Они отмечали,
что церкви в Новгороде «
были в хорошем
состоянии
», поскольку «
из всех видов по-
строек русские больше всего заботятся
о церквах
». Самым известным храмом
78
Н О В ГО Р ОДИ К А