организована раньше — ближе к началу
столетия. Ямские станции были укруп-
нены на ней в период 1560—1568 годов.
Однако Ливонская война изрядно «по-
трепала» дорогу, и шведский военачаль-
ник Понтус Делагарди вёл здесь активные
боевые действия.
После Плюсского перемирия 1584 года
дорога была заброшена, согласно
документам «отставлена, а гоняют на Ла-
догу», т. е. водным путём, и не действова-
ла вплоть до октября 1597 года, когда был
издан указ о её возобновлении. Трасса но-
вой дороги отличалась от старой и шла
вдоль западного побережья Ладожского
озера. По ней перемещались шведские
войска в 1611 году, но позднее, в швед-
ский период, этот путь из Нотебурга
(Орешка) в Кексгольм (Корелу) вряд ли
использовался — на карте Бергенгейма от
1676 года дорога отсутствует.
В годы шведского управления Ингер-
манландией и Карельским перешейком
после Столбовского мира 1617 года су-
хопутные дороги активно развиваются.
Например, появляется путь вдоль пра-
вого берега Невы от Нотебурга до Ниена,
получившего статус города в 1632 году,
тогда как крепость Ниеншанц была за-
ложена в 1611 году. Вероятней всего,
появилось «ответвление» от старой Ко-
рельской дороги к Ниену (близ современ-
ного Токсово). Позднее обустраивается
прямая дорога от Ниена до Кексгольма
по более обжитым местам через Киви-
ниеми (сейчас — Лосево), в целом близ-
кая к современной трассе на Приозерск.
К слову, сухопутная дорога из Выборга
в Ниен — часть Королевской почтовой
дороги, позднее получившая название
Выборгский тракт, — появилась около се-
редины XVII столетия: на
«Карте Понтуса Делагарди»
1634 года, точное автор-
ство которой неизвестно,
дорога не обозначена.
Приблизительно в это
же время впервые появля-
ется на картах дорога меж-
ду Кексгольмом и Кроно-
боргом (совр. Куркиеки
в Карелии), продолжав-
шаяся до Сортавалы. По
мнению финских истори-
ков Иммонена и Ненноне-
на, она может быть датирована XVI веком
(и даже ранее), но качество её улучшается
именно в шведский период. Все указан-
ные дороги приобретают стратегическое
значение, обеспечивая связь между сто-
лицей Шведского королевства и укре-
плёнными пунктами на юге Карельского
перешейка — Кивеннапа (на Выборгской
дороге) и Ниеншанц.
Основной функцией сухопутных до-
рог шведского периода являлась достав-
ка почты. Система сухопутных почтовых
дорог, учреждённая в 1638 году в Сток-
72
Н О В ГО Р ОДИ К А