Балдуина) действиями Феодора Ласкари-
са был очень встревожен, тем более, что
православные подданные его латинян не
любили. В одном из писем Генриха сохра-
нилось его возмущение православными
греками: «
...они считают всех сыновей
Римской церкви, то есть преданных ла-
тинян, собаками...
». Однако, будучи та-
лантливым полководцем и политиком, он
быстро справился со своими проблемами.
После падения Византии на Востоке
образовались несколько сравнительно
маленьких государств: Никейская им-
перия, Латинская империя, Эпирский
деспотат, Болгарское царство, Трапезунд-
ская империя и султанат турок-сельджу-
ков. В борьбе за возвращение Констан-
тинополя соперничали Иоанн Ватац,
наследовавший в Никее корону Феодору
Ласкарису, и Эпирский император Фе-
одор Ангел. Но у них обоих руки были
связаны. Иоанну Ватацу угрожали тур-
ки-сельджуки, а Феодор был вынужден
бороться с болгарами, которые мстили
грекам за жестокость разгрома их царства
византийским императором Иоанном
Цимисхием и, кроме того, они вступили
в переговоры с папой Иннокентием II.
В этой связи для нас представляет
большой интерес дружба Иоанна Вата-
ца, императора Никейской православ-
ной империи, с императором священной
Германской (Римской) империи Фридри-
хом II. Оба отрицательно относились
к притязаниям римских епископов на
светскую власть. В западноевропейской
части Римской империи, где император-
ская власть после Константина Велико-
го присутствовала номинально, сфор-
мировалось убеждение, что поскольку
император является христианином, то
в духовных вопросах он подчинён Церк-
ви, а Церковь возглавляет наместник
апостола Петра, т. е. римский епископ.
Но граница между духовным и светским
практически не осязаема, и это давало
папам право вмешиваться реально во
все сферы жизни. Фридрих пытался под-
чинить себе всю Италию, разделённую
на север и юг папскими землями. Хотел
заставить папу отказаться от вмешатель-
ства в гражданские дела, а Иоанн Ватац
готов был пойти на компромиссы, что-
бы Рим признал Православную церковь,
и тогда латинское королевство потеряло
бы смысл и поддержку римских пап. Та-
ким образом, Фридрих обещал Иоанну
очистить Константинополь от латинян,
а Иоанн обещал признать себя вассалом
германского императора и восстановить
единство Церкви.
Но самое, наверное, парадоксальное
заключается в том, что Никейский импе-
ратор Иоанн III Ватац женился на дочери
Фридриха Анне Гогенштауфен от его про-
блемного брака с Бьянкой Ланчия. Она
была, конечно, потомственной аристо-
краткой, но их брак с Фридрихом II вряд
ли можно было назвать вполне законным.
Император Фридрих II умирае т
в 1250 году, примирившись с Католиче-
ской церковью на смертном одре. А хро-
нографМатфей Парижский сообщает, что
папа Иннокентий в 1251 году предложил
корону священной Германской (Римской)
империи норвежскому королю Хакону IV
(Старому). Тот от предложения отказы-
вается, благоразумно не желая вступать
в борьбу за власть с немецкими князьями.
В том же 1251 году Александр Нев-
ский посылает в Норвегию в Трондхейм
своих послов с предложением о заклю-
59
N OV G O R O D I C A