Новгородика №1 2021г. - page 91

точностью методом дендрохронологии.
И стоя сегодня перед разрезом мостовых
Черницыной улицы, мы знаем: её пятый
ярус запечатлел стук копыт конных гон-
цов, спешивших с вестью о куликовской
победе; по мостовой десятого яруса про-
езжал Александр Невский; двенадцатый
ярус вылизан языками пламени бояр-
ских усадеб, подожжённых новгородца-
ми, которые восстали против посадника
Дмитра Мирошкинича, а вместе с ними
горела и мастерская художника Олисея
Гречина; двадцать восьмой ярус погиб
в пожарах суровой расправы Добрыни
и Путяты с новгородцами, не желавшими
принимать крещения...
Для археолога, стоящего на дне раско-
па, профиль многовековых наслоений не
просто отчётный документ, составленный
в соответствии с полевой инструкцией
о правилах ведения раскопок. Это и вос-
поминание о полном неповторимых впе-
чатлений путешествии по времени. Ведь
всё лето он входил на усадьбы, работал во
дворах, домах, ремесленных мастерских,
в хозяйственных постройках этих древ-
них усадеб. Спускаясь с этажа на этаж, он
наблюдал всевозможные перемены, су-
щество которых лучше всего ощущается
на расстоянии, а современнику не очень
заметно. И главное впечатление от этого
путешествия — не знакомство с древни-
ми вещами, а знакомство с людьми, эти
вещи сделавшими. Привыкнув называть
эпохи именами выдающихся деятелей,
обозначать их знаменитыми битвами, мы,
однако, тысячу раз убеждаемся в том, что
к прогрессу человека ведут не кровавые
столкновения, зачастую вызванные хи-
тросплетениями политических амбиций,
а труд и творчество.
Влажная новгородская почва сохра-
няет в себе всё, что в ней оказалось, уце-
лев от пожаров, этого главного бедствия
деревянных городов: нижние венцы до-
мов, настилы улиц и дворов, домашнюю
утварь, инструменты мастеров, остат-
ки производственного сырья, одежду
и обувь, детские игрушки и игры взрос-
лых, музыкальные инструменты и транс-
портные средства, орудия письма и сами
письма, написанные на берёзовой коре.
Исследование внутренней структуры
наиболее типичных вещей — а их в кол-
лекции Новгородской экспедиции насчи-
тывается уже около 140 тысяч — выясни-
ло, что средневековые мастера Новгорода
располагали таким арсеналом техниче-
ских средств, который ставил их на один
уровень с мастерами прославленных
центров Западной Европы и Ближнего
Востока. Виртуозные приёмы обработки
металлов, изощрённая техника обработ-
ки кости и дерева, ювелирное мастерство
предстают перед исследователями в по-
стоянном развитии, в раскрытии таланта
мастеров-художников. И именно это дви-
жение образует главные ступени культур-
ного прогресса.
Одну из главных основ коллекции
древних вещей составляют тысячи бы-
товых предметов, украшенных разно-
образной резьбой. Украшалось буквально
всё — от конструкций дома до туалетно-
го гребешка и деревянной ложки. Сотни
ручек деревянных ковшей X—XI веков
демонстрируют бесконечную галерею
реальных и фантастических животных.
Десятки резных человеческих личин
как будто стремятся стать скульптурны-
ми портретами современников. Завит-
ки резьбы на ручках ножей, на гребнях,
89
N OV G O R O D I C A
1...,81,82,83,84,85,86,87,88,89,90 92,93,94,95,96,97,98,99,100,101,...236
Powered by FlippingBook