Новгородика №1 2021г. - page 100

и мотивов орнамента ос-
таётся неизменным и в XI,
и в XIV веках.
Точёные чаши сравни-
тельно редко орнаменти-
ровались. Чаще всего рос-
пись была графической,
имела чёткий рисунок,
нанесённый тонкой иглой,
выполнялась одним или
двумя цветами, напри-
мер красным и жёлтым.
Например, фрагменты
точёных чаш с сюжетной
росписью из раскопов на
месте Неревкого конца
города.
Наиболее яркие при-
меры резьбы дают нам
плоские ручки чаш, вы-
резанных вручную, боль-
шинс тво из которых
относятся к Х веку [3].
Декор каждой из них ин-
дивидуален и неповторим,
орнаменты разнообраз-
ны — плетёный, геомет-
рический, растительный
(Рис. 8).
При всём многообра-
зии форм ложек можно
отметить, что декор со-
средотачивался на че-
ренке — был резной поя-
сок у основания черенка.
В случае использования
росписи как средства ху-
дожественного оформле-
ния, украшалась, прежде всего, лопасть.
Существуют примеры сюжетной росписи
на ложках XIII века, ложка с надписью
Что касае тся эволюции художе-
ственного оформления ковшей, то
можно отметить, что круг образов
98
Н О В ГО Р ОДИ К А
Рис. 9. Фрагменты ложек:
1 — Ил.-24-296, XI в., 2 — Тр.-15-599, XII в.,
3 — Нер.-20-21-876, XII в., 4 — Нер.-21-26-165, XII в.,
5 — Тр.-10-685, XIII в., 6 — Тр.-11-502, XIII в.,
7 — Нер.-13-16-1607, XIII в., 8 — Нер.-12-13-1937, XIII в.
Рис. 8. Фрагменты резных чаш с плоскими ручками:
1 — Нер.-28-31-317, X в., 2 — Тр.-26-957, Х в.,
3 — Нер.-26-30-2064, Х в., 4 — Нер.-28-31-901, Х в.,
5 — Тр.-17-б/н, Х в.
1...,90,91,92,93,94,95,96,97,98,99 101,102,103,104,105,106,107,108,109,110,...236
Powered by FlippingBook