скональном знании и умелом использова-
нии качеств различных пород древесины.
Орнамент на новгородских деревянных
изделиях, как правило, выделяет кон-
структивные части предмета, но не запол-
няет всю поверхность. Текстура древеси-
ны на свободных от орнамента участках
становится дополнительным выразитель-
ным средством. В изделиях из капа (берё-
зового нароста) — одного из самых свое-
образных материалов — выразительность
достигалась лишь красотой текстуры.
Декор новгородских деревянных из-
делий во многом был подчинён функ-
циональному назначению. Функция
определяла форму, а декор, в свою оче-
редь, подчинён форме. Именно в этой
подчинённости заключалась гармония
вещи как произведения художественно-
го ремесла и как бытового предмета. Та-
кие выразительные средства, как способ
оформления, композиционное располо-
жение орнамента впрямую диктовались
назначением. Резьба на рукоятях пив-
ных чаш и ковшей, на наш взгляд, была
обусловлена не только эстетическими
моментами. Резную рукоять было удоб-
нее и надёжнее держать в руках. Рукоять
была единственной частью предмета, ко-
торая не погружалась в напиток, когда
ковшом зачерпывали мёд или пиво. Тот
же принцип прослеживался и в декоре
ложек: лопасть ложки украшалась ред-
ко. Средняя часть черенка, особенно на
ранних ложках X—XII веков, оставалась
гладкой для удобства использования.
Если черенок и покрывался резьбой, то
контурной, почти не нарушавшей глад-
кой поверхности. Некоторые отступле-
ния от традиционной композиционной
схемы наблюдаются в более позднее вре-
приобретает устойчивый характер лишь
к XIII—XIV векам и мало чем напоминает
пышный декор лучших образцов русских
прялок XVIII—XIX веков. Но примитив-
ные изображения женской фигуры на
двух прялках напоминают об архаиче-
ской трёхчастной композиции — женщи-
на с фигурами коней или птиц по бокам,
присутствующей на многих произведени-
ях народного искусства (Рис. 10).
Среди деревянных игрушек в художе-
ственном отношении выделяются, пре-
жде всего, изобразительные игрушки
и шахматы. Орнаментированные шах-
матные фигурки известны, в основном,
с XIII века [4, с. 61]. В их художественном
оформлении преобладает геометриче-
ский орнамент, выполненный в технике
трёхгранно-выемчатой резьбы. Изобра-
зительные игрушки отличаются единым
подходом к оформлению: скупостью вы-
разительных средств, главным из кото-
рых является силуэт. В художественном
решении игрушек, найденных на Не-
ревском раскопе, использованы наибо-
лее архаические образы — конь, птица,
человек.
Помимо особенностей художествен-
ного оформления отдельных видов из-
делий, необходимо отметить общие для
новгородской резьбы средства вырази-
тельности.
Средства выразительности
в оформлении деревянных изделий
Одну из характерных черт оформле-
ния новгородских деревянных изделий
составляет внимание к выразительности
и эстетической значимости материала.
Это проявилось, в первую очередь, в до-
100
Н О В ГО Р ОДИ К А