значение это приобретало в восприятии
вещи в едином комплексе предметов:
более монументальная и крупная ме-
бельная и архитектурная резьба и на её
фоне — резной декор комплекса столо-
вой посуды, мелких бытовых предметов,
игрушек. Тем самым человек как бы по-
степенно вовлекается в восприятие ан-
самбля и его составных частей.
Выбор вида орнамента для украшения
того или иного предмета не всегда зави-
сел от назначения. На копыльях саней,
например, традиционная плетёная коса
в ряде случаев заменяется вариантами гео-
метрического орнамента. В одном и том
же виде изделий плетёный орнамент
с лёгкостью заменяется на геометризиро-
ванную плетёнку или на геометрический
орнамент. Даже в таком виде изделий, как
гребни, традиционно украшенных цир-
кульным орнаментом, в отдельных слу-
чаях мы видим зооморфные образы, ге-
ометрический и растительный орнамент.
Тем не менее наблюдаются традиции при-
менения того или иного вида орнамента
в зависимости от вида изделия: на руко-
ятях ложек, уполовников, инструментов,
иногда ковшей — плетёные пояски; на
спинках кресел — сочетание геометриче-
ского и сетчатого плетёного орнамента;
в росписи по дереву преобладает расти-
тельный орнамент; в декоре берестяных
коробов используется геометризирован-
ная плетёнка. Зооморфный, а тем более
тератологический орнамент остаётся для
новгородской резьбы по дереву явлением
довольно редким, особенно если сравни-
вать её с соответствующими областями
кельтского или скандинавского искусства.
Гораздо более типично сочетание объём-
ных скульптурных зооморфных образов
с плетением на рукояти ковшей и некото-
рые зооморфные навершия.
Эволюция художественного
оформления деревянных изделий
В древней новгородской резьбе по
дереву наблюдается устойчивость тра-
диционных форм предметов. Появление
новых изделий происходит медленно
и постепенно, на протяжении столетий.
С XIII века в богатых новгородских домах
появляется такой предмет мебели, как
кресло, с XIII—XIV веков распространя-
ются деревянные миски на низком поддо-
не. Можно проследить изменение форм
ложек: бытовавшая в X—XI веках, с почти
плоской лопастью и явно выраженным
углом между лопастью и черенком, почти
совсем исчезает в XII—XIII веках, и оста-
ётся разновидность ложек, аналогичных
по форме современным.
В развитии резьбы по дереву древне-
го Новгорода сложно выделить отчётли-
вые периоды, но можно отметить неко-
торые изменения. В X — начале XI века
происходит становление этого вида
прикладного искусства. Несложный гео-
метрический орнамент столь же часто
встречается на изделиях этого времени,
как и плетёный. Но даже этот начальный
период демонстрирует некоторые об-
разцы резьбы высокого уровня мастер-
ства. Расцвет новгородской резьбы по
дереву приходится на вторую половину
XI—XII век. Произведения этого перио-
да отличаются особой гармонией формы
и декора, изысканностью в композиции,
свободой и изяществом в исполнении
орнамента. Плетёный орнамент завое-
102
Н О В ГО Р ОДИ К А