и тени позволяло достичь совершенной
слитности с формой, с поверхностью. Не
столь часто, преимущественно в архи-
тектурном декоре оформления мебели
(причелины, возможно, спинки скамей),
использовалась резьба напроём, выра-
зительность которой дополнительно
проявляется в некоторой воздушности,
создаваемой просветами, где по-новому
работает силуэт.
На создание образного строя пред-
мета работает также композиционное
расположение резьбы или росписи. Зам-
кнутые орнаментальные композиции
типа розеток нашли распространение
в оформлении пивных чаш с плоскими
ручками. Они также встречаются на круг-
лых крышках шкатулок, бочонков. Так,
на рукояти ковша XIV века (Троицкий
раскоп) в виде головы уточки вырезана
розетка в форме сердцевидной замкну-
той фигуры, а на фрагменте крышки от
бондарного сосуда XIII века, из находок
Ильинского раскопа, мы видим плетёную
розетку.
Орнамент в виде полосы в том или
ином качестве присутствует в оформ-
лении предметов почти каждого вида.
Поперечная полоса орнамента разгра-
ничивает конструктивные части фор-
мы: поясок орнамента на ложках, упо-
ловниках отделяет лопасть от рукояти.
В композициях на плоских поверхностях
полоса орнамента служила рамкой, огра-
ничивая контур, например, на спинках
кресел.
Ещё одним средством достижения
выразительности и гармонии, общим
для всех новгородских деревянных из-
делий, явилась согласованность размера
орнамента и размера предмета. Особое
мя, в XIII—XV веках, когда зависимость
оформления от функции ослабевает и по-
являются отдельные примеры контур-
ной резьбы на лопастях ложек, или даже
плоскорельефная резьба, покрывающая
весь черенок. Такая ложка, вероятно,
имела не бытовое назначение и, возмож-
но, использовалась в церкви для прича-
стия, о чём говорит тщательность резьбы,
сложность орнамента и то, что черенок
увенчан крестом.
Каждый вид резьбы по-своему взаи-
модействует с формой и меняет воспри-
ятие предмета. Трёхгранно-выемчатая
резьба вносит некоторую геометриче-
скую строгость, более явную, чем в кон-
турном геометрическом орнаменте, бла-
годаря жёсткому распределению света
и тени на гранях. Так называемый «вол-
чий зуб» — полоска из маленьких треу-
гольников — является одним из самых
распространённых мотивов. Техника
плоскорельефной резьбы, в которой
часто выполнялся плетёный или расти-
тельный орнамент, даёт более мягкую
игру светотени. Этому впечатлению спо-
собствует не только плавность линий, но
и преимущественное использование за-
оваленного контура, характеризующего
профиль резьбы, который можно назвать
излюбленным для новгородских резчиков.
Довольно редким явлением для новго-
родской резьбы по дереву была резьба
с заглублённым фоном. Орнамент, вы-
полненный в этой технике, приобретает
максимальную чёткость, ведь он как бы
оторван от фона, особенно если резьба
при этом имеет прямоугольный профиль.
Во многих случаях новгородские мастера
отдавали предпочтение контурной резьбе,
ведь почти полное отсутствие игры света
101
N OV G O R O D I C A