1. Бочаров Г.Н. Прикладное искусство Новгорода Великого. М., 1969.
2. Дубровин Г.Е. Зооморфные деревянные навершия, 1990. URL:
catalog/000202_000006_1003913/ (дата обращения: 20.12.2021).
3. Колчин Б.А. Новгородские древности. Деревянные изделия // САИ. Вып. Е 1-55. М., 1968.
4. Колчин Б.А. Новгородские древности. Резное дерево // САИ. Вып. Е 1-55. М., 1971.
5. Кудрявцев И.Н. Деревянные полуколонны из Новгорода и их североевропейские анало-
гии // Древняя Русь: новые исследования. СПб., 1995. С. 211–218.
6. Слапиня А.А. Типология и иконография светских сюжетов в декоре деревянных пред-
метов середины XI — начала XIV века из раскопок в Великом Новгороде: к постановке про-
блемы // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред.
С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой, А.В. Захаровой. СПб., С. 323–332.
7. Сорокин А.Н., Тянина Е.А. Древнерусские деревянные сосуды с изображениями вои-
нов // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Вып. 13. Великий Новгород,
1999. С. 131—142.
Необходимо отметить, что появление сю-
жетных изображений на бытовых вещах
ведёт к некоторому разрушению связи
декора с формой, функцией и семантикой
предмета. В XIV—XV веках доля резных
и расписных изделий в общем количестве
бытовых вещей становится заметно мень-
ше, чем в двенадцатом столетии.
Развитие художественной обработки
дерева имело много сходных моментов
с другими видами новгородского худо-
жественного ремесла. Эта внутренняя
связь проявлялась также и во взаимо-
проникновении сюжетов, мотивов, ви-
дов орнамента, подражании приёмам
художественной обработки, использо-
вании сходных выразительных средств
[1, с. 101–105.] Влияние контурной резь-
бы по дереву отмечается исследователя-
ми, в частности, в линейном стиле сере-
бряной гравировки в Большом и Малом
сионах из Новгорода (соответственно се-
редины XII и второй половины XII века).
Ещё большее сходство чувствуется в сти-
ле плетеного орнамента, украшавшего
сионы [1, с. 22–23].
вывает в это время главенствующие по-
зиции. Для XII века характерно изобилие
резного орнамента, украшение вещей
самого различного назначения, при этом
соблюдается чувство меры, не допускает-
ся излишней перегруженности декором.
В следующем столетии изготовление рез-
ных деревянных изделий приобретает всё
более массовый характер, что приводит
к некоторому упрощению стиля и моти-
вов резьбы в целом. С другой стороны,
на этом общем фоне появляется немало
выдающихся произведений, хранящих
и развивающих традиции резьбы более
раннего периода. Тем самым нельзя ска-
зать, что художественное оформление де-
ревянных изделий в XIII—XIV веках пере-
живает упадок. Для резьбы этого времени
характерна декоративность с некоторыми
чертами стилизации, стремление к пыш-
ности. Не только на предметах церковной
утвари, но и на бытовых изделиях начи-
нают появляться сюжетные изображения.
Они, вероятно, пришли в резьбу по дере-
ву из художественной обработки металла,
из декора серебряной церковной утвари.
103
N OV G O R O D I C A