Валентин Янин
РОЛЬ НОВГОРОДА
В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
оворить о роли Новгорода в оте-
чественной истории и легко,
и необычайно трудно. Легко потому, что
выдающееся значение этого города ни-
когда и никем не подвергалось сомнению.
Со времен А.Н. Радищева и декабристов
средневековый Новгород с его своеобраз-
ным политическим устройством был не
только в центре внимания передовой об-
щественной мысли России, но и идеалом
свободолюбия. Вечевой колокол — сим-
вол вольнолюбивого духа — стал сим-
волом бла городной деятельнос ти
А.И. Герцена, давшего своей газете имя
«Колокол». Не оставляла Новгород без
внимания и историография противопо-
ложного направления, для которой этот
город сделался символом иного обще-
ственного начала; она провозгласила его
колыбелью российской монархии, а вече-
вой колокол, форма которого легла в ос-
нову памятника «Тысячелетие России»,
преобразовала в апофеоз уваровского
триединства — «православия, самодер-
жавия и народности».
Трудности же в освещении роли Нов-
города вызваны тем, что традиционные
и столь противоречивые оценки возни-
кали тогда, когда наука не располагала
и десятой долей тех источников, которые
известны сегодня. И лишь сейчас насту-
пает время для трезвого взвешивания
привычных выводов и лежащих в их ос-
нове аргументов.
В настоящей статье хотелось бы
коснуться тех узловых проблем, кото-
рые имеют отношение к обозначенной
в её заглавии теме. Первая из этих про-
блем — возникновение самого Новгорода,
юбилей которого привычно исчисляется
не от даты основания, а от даты перво-
го упоминания города на страницах ле-
тописи под 862 годом. Сама по себе эта
дата условна, однако очевидно, что она
близка к истинной, и Новгород действи-
тельно принадлежит к числу самых древ-
них городов Руси. В более раннее время
появлялись и укреплённые поселения,
и поселения с заметно выраженным тор-
гово-ремесленным обликом, но они ещё
Г
11
Н О В ГО Р ОД
Н О В ГО Р ОД