проявляется в характере личного письма,
в композиционных и колористических
особенностях.
Наличие большого числа докумен-
тальных источников позволили Л.А. Се-
кретарь создать целые очерки о неко-
торых монахах Антониева монастыря.
Среди них богослов, написавший памят-
ник канонического права «Вопрошания»
и первый русский математик, автор «Уче-
ния о числах», монах, диакон, доместик
(руководитель хора) — Кирик. Игумен
Антониева монастыря Моисей, автор
«Поучения» и «Слова», проповедующий
против грехов человеческих и языче-
ских обычаев. Они в течение XII века
были преемниками и продолжателями
трудов преподобного Антония. Игу-
мен Антониева монастыря архимандрит
Сава Купров был талантливым диплома-
том. В 1353 году возглавлял посольство
в Царьград (Константинополь), ездил
с посольством в Москву, послом в «не-
мецкую землю». Особую роль в эконо-
мическом благосостоянии монастыря
и включении его в орбиту государствен-
ных интересов сыграл Александр Нев-
ский. Ему посвящён отдельный очерк,
рассказывающий и об установлении в мо-
настыре с XIII века особого почитания
святого князя.
Подробнейшим образом рассматри-
вается в нескольких очерках комплекс
монастырских построек, начатых труда-
ми Антония Римлянина, заложившего
каменный собор в честь Рождества Бо-
городицы, украшенный его стараниями
фресковой росписью, каменную «трапез-
ницу» и продолженные его преемниками
усилия по возведению каменных церквей.
Среди них Храм над Святыми воротами
(XIV век), Храм Сретения с трапезной па-
латой (XVI век). Многовековая история
не раз меняла внешний облик обители
и внутреннего убранства храмов. Здания
страдали от пожаров, разрушались, мно-
гократно перестраивались, записывалась
фресковая живопись, поновлялись ико-
ностасы, создавались новые алтарные
преграды. И постепенно складывался
тот архитектурный и художественный
ансамбль, эволюцию которого позволяет
проследить автор на протяжении веков.
Увидеть изменения монастыря и его
строений от первоначального облика
до современного состояния помогают
многочисленные иллюстрации: изобра-
жения монастыря на новгородских ико-
нах и миниатюрах лицевого летописного
свода Ивана Грозного, планы и проекты
реставраций, реконструкции и обмерные
чертежи, гравюры и литографии, старин-
ные открытки и фотографии. Замечатель-
ные цветные вкладки дают возможность
познакомиться с сюжетами сохранив-
шихся первоначальных росписей собо-
ра Рождества Богородицы с их мощной
экспрессией, выразительностью образов,
контрастной колористической гаммой,
построенной на сочетании чистых ярких
красок. А также увидеть иконы, которые
размещались в иконостасе главного хра-
ма монастыря на алтарной преграде.
Вся древняя история Антониева мо-
настыря и его скрипторий, где перепи-
сывались книги, и хранилище рукопи-
сей, и древняя монастырская лечебница,
и весь комплекс созданных в монастыре
житийных, богословских, проповедни-
ческих и научных трудов стали важными
побудительными мотивами для организа-
ции Новгородской духовной семинарии
214
Н О В ГО Р ОДИ К А