взглядами на поднимаемые вопросы.
С другой — показывают ту творческую
и интеллектуальную работу, которую
проделала Л.А. Секретарь, чтобы собрать
и авторски интерпретировать все эти раз-
розненные источники в единое целое.
Вы знаете, в христианстве есть такое
понятие, как Лествица — Лестница ду-
ховного восхождения, — которое сим-
волизирует восхождение православного
верующего, монаха к Богу, когда ступень
за ступенью он, поднимаясь вверх, идёт
по пути постижения Божественной ис-
тины, борясь с грехами и человеческими
слабостями, преодолевая зло и духовно
совершенствуясь с помощью молитвы.
Такой мотив, по мнению Людмилы Ан-
дреевны, есть и в росписи главного храма
Антониева монастыря на стенах и столбах
лестничной башни. «
В простенке между
изображением св. монаха и Богородицы
странным образом вклинивается неболь-
шой по размерам рисунок человеческой
фигуры с надписью "Петръ". Человек одет
в обычную для горожанина того времени
одежду — кафтан, перетянутый куша-
ком, обут в башмаки с загнутыми вверх
носами. Его образ напоминает фигуру
новгородского мастера Авраамки на Ма-
гдебургских вратах Софийского собора...
профиль с выступающим немного припод-
нятым кверху носом и выдающимся впе-
ред подбородком. Усы, небольшая бородка
и взлохмаченные волосы создают пор-
третный образ неизвестного нам Петра.
Он движется вверх — к храму... Может
быть таким идущим вверх по ступеням
Лествицы, представлял себя один из тру-
дившихся в храме мастеров?
».
К чему эта цитата? Дело в том, что для
меня вся история создания этой книги,
так надолго растянувшаяся во времени
и прошедшая много чудесных промежу-
точных этапов, выступает образцом по-
добного служения, движения вверх, «до-
рогой к храму». «Лествицей», по которой
поднимается автор книги — Людмила
Андреевна Секретарь, уже много лет не
перестающая удивлять новгородцев сво-
ими глубокими, серьёзными, и в то же
время доступно написанными исследо-
ваниями. И служением на ниве культуры
и истории.
О творческой биографии Л.А. Секре-
тарь можно прочесть в короткой справке,
на последней странице издания, а также
во вступительном слове доктора искус-
ствоведения Георгия Герова «О книге и ее
авторе», где он отмечает характерное для
книг Людмилы Андреевны стремление
сочетать исследовательское и просвети-
тельское начало и умение, несмотря на
сложность и неоднозначность историче-
ского материала, подавать его легко и ув-
лекательно.
Завершить хочу словами из рецензии
Митрополита Новгородского и Старо-
русского Льва, которая открывает кни-
гу: «
Новая книга Людмилы Андреевны
Секретарь "Новгородский Антониев
монастырь. Исторические очерки", без-
условно, является важнейшим вкладом
в изучение истории и систематизации
знаний прошлого новгородской земли... Да
будет эта книга хорошим пособием всем
тем, кто интересуется историей наше-
го Отечества и, в частности, Великого
Новгорода
».
218
Н О В ГО Р ОДИ К А