настырей, в тот период, когда ещё были
так тесны религиозные и культурные
связи между Великим Новгородом, Вос-
током и Западной Европой. В последу-
ющие столетия он играл важную роль
в духовной, общественной, художествен-
ной и просветительской жизни Велико-
го Новгорода. Естественно основателю
монастыря уделяется внимание с пер-
вых страниц книги. Анализируется его
Житие и Духовная грамота, которые по-
зволяют составить представление о мас-
штабе его личности, его христианском
мировоззрении, трудах по устроению
обители и даже определить примерное
место, так называемую «Великую Гре-
цию», откуда начался его исход из Юж-
ной Италии. Ведь именно в это время
после раскола 1054 года и разделения
христианства на православие и католи-
цизм, начались притеснения располо-
женных там греческих монастырей со
стороны папских властей. Житие преп.
Антония сохранилось в многочисленных
списках. Главный автор Жития — монах
Антониева монастыря Нифонт — на-
писал его в 1597—1598 годах, включив
туда древний первоначальный текст, за-
писанный со слов самого Антония, Ан-
дреем, ставшим игуменом монастыря,
после смерти его основателя. Причиной
написания Жития явилась официальная
общерусская канонизация преподобного
Антония Римлянина, которая произошла
в XVI веке. В отдельных очерках Людмила
Андреевна рассматривает историю этой
канонизации, а также обретение и судь-
бу мощей преподобного, исследует сюже-
ты, композиции, очерчивает смысловые
нюансы иконописных и скульптурных
изображений святого. Повествование
подкреплено изобразительным рядом
икон, посвящённых Антонию Римляни-
ну, находящихся в разных музеях России
и мира и фотографией одного из житий-
ных списков.
Тут же можно увидеть изображения
книг и рукописей, происходящих из Ан-
тониева монастыря и использовавшихся
во время проведения литургий, церков-
ных служб, праздников. Наиболее ин-
тересный из них, с точки зрения заклю-
чённой в нём информации, — Синодик
Антониева монастыря. Потому что он
доносит до нас имена и деяния мона-
стырских насельников на протяжении
всей истории обители. Среди них игумен
Геласий, казнённый во время разорения
Новгорода Иваном Грозным. В Сино-
дике имя Геласия включено в почётный
ряд создателей обители вслед за Герон-
тием, при котором в 1528 году был при-
нят общежительный устав и построена
в 1537 году церковь Сретения. И уже упо-
минаемые создатели Жития преподобно-
го Антония Римлянина—игумен Андрей
и монах Нифонт. Старец Анания, кото-
рый, выступая духовным отцом Нифонта,
сподвиг его на написание Жития. Он же,
как иконописец, без сомнения, принимал
участие в работах по созданию нового
четырёхъярусного иконостаса в Рожде-
ственском соборе в 1560‑х годах. Воз-
можно, даже был руководителем артели
трудившейся над написанием икон. Све-
дения о нём едва-едва проступают сквозь
дымку времён, но сохранившиеся иконы
трёх рядов иконостаса (сейчас экспони-
руются в большом зале Присутственных
мест) несут на себе ощущение большо-
го мастера, руководившего творческим
процессом. Их стилистическое единство
213
N OV G O R O D I C A