Новгородика №1 2021г. - page 226

пытавшихся противостоять гонениям
новых властей, не изменивших своим
принципам, прошедших свой крестный
путь до конца и погибших за Церковь,
причисленные лику святых в начале
XXI века Варсонофий (Лебедев) и Они-
сим (Пылаев), канонизированный на Ар-
хиерейском Соборе Зарубежной Русской
православной церкви в 1981 году Иосиф
(Петровых). Сохранившиеся фотографии
и портреты позволяют вглядеться в их
смиренные и молитвенные лица.
Уникальным книжным собраниям:
монастырскому книгохранилищу и се-
минарской библиотеке, истории их фор-
мирования, составу, судьбе книг после
1917 года посвящён отдельный очерк.
Причём если библиотечное собрание уже
не раз изучалось разными исследовате-
лями, то попытка представить репертуар
монастырского книгохранилища делается
автором впервые.
Сложный путь становления педагоги-
ческого образования, проходивший в сте-
нах Антониева монастыря в советский
период, освещается в заключительных
очерках книги. В 1918 году организован
Новгородский учительский институт.
Бурная деятельность Губернского отде-
ла народного образования по слиянию
и реорганизации имеющихся в Новгоро-
де учительских семинарий и института
привели к появлению в 1919 году Нов-
городского института педагогическо-
го образования (НИНО). Его ректором
остался В.И. Покровский. С 1922 года ин-
ститут начал называться «практический»
(ПИНО) в связи с тем, что всё более обре-
тал практическую направленность в об-
учении. Эта тенденция усилилась, когда
в 1923 году он был реорганизован в гу-
бернский государственный педагогиче-
ский техникум с сельскохозяйственным
уклоном. Все эти годы проходили под
знаком жесткого требования к социаль-
ному происхождению студентов и уве-
личению числа политических дисциплин,
хотя русская история и литература пре-
подавались в достаточно больших объё-
мах. В 1932 году директору педтехникума,
выпускнику Новгородской духовной се-
минарии К.Д. Митропольскому пришлось
вновь организовывать высшее учебное
заведение по подготовке учителей. Про-
существовал Педагогический институт
им. М.Н. Покровского до 1934 года и был
реорганизован в Учительский (НГУИ), со
сроком обучения три года. В разные пери-
оды в Новгороде преподавали выдающи-
еся учёные. Так, на историческом факуль-
тете читали лекции В.А. Фарфаровский,
Б.Я. Рамм, В.А. Фигаровский, Н.Н. Розен-
таль, Я.М. Захер.
Но идеологизация учебного процесса,
заострённого не на качество педагоги-
ческого образования, а на выпуск под-
кованных в духе марксизма-ленинизма
верных сталинцев, репрессии среди пе-
дагогического состава, чехарда с посто-
янными реорганизациями — всё это не
могло не сказаться на образовательном
уровне будущих учителей. Студенты
тоже подчинялись требованиям време-
ни — комсомольская и профсоюзная ра-
бота, соревнование за лучшие показатели
в учёбе. Однако молодость есть моло-
дость—жили весело—театр, кино, каток,
экскурсии, спортивные и военизирован-
ные соревнования. Ведь все жили в пред-
чувствии войны. В Новгороде был даже
создан аэроклуб, где некоторые студенты
обучались лётному делу. О конкретных
216
Н О В ГО Р ОДИ К А
1...,216,217,218,219,220,221,222,223,224,225 227,228,229,230,231,232,233,234,235,...236
Powered by FlippingBook