В отделе краеведения Новгородской областной универсальной научной библиотеки (Кремль, 4) открылась книжная выставка «Крылья города», подготовленная к 85-летию создания Старорусского авиаремонтного завода (ныне АО «123 авиационный ремонтный завод»).
На выставке представлены издания, рассказывающие об истории и современности, коллективе, достижениях предприятия. Множество статей о 123 авиаремонтном заводе публиковалось в номерах журнала «РуссаГрад». Они рассказывают о благотворительной деятельности, музее предприятия, участии в различных выставках.
В 2015 году в приложении газеты «Новгородские ведомости» – «Старая Русса» – к 75-летию предприятия вышел цикл статей «История завода в судьбах людей». Герои публикаций – конструкторы и инженеры, техники и рабочие «123 АРЗ». С данными материалами можно ознакомиться на выставке.
Выставка работает до 18 мая.
![]() |
![]() |
Вход свободный.
Справки по телефону: 8 (8162) 77-37-88, отдел краеведения.
История завода началась в предвоенные годы. В 1935 году командование Красной Армии приняло решение о строительстве нового объекта – авиаремонтных мастерских на окраине Старой Руссы. С января 1936 года началось строительство инфраструктуры объекта: жилых домов, школы младших авиаспециалистов, гаража, ангаров и взлетно-посадочной полосы. 6 августа 1937 года в составе 8-й авиационной технической базы была создана 8-я авиаремонтная мастерская (8-я АРМ). Официальной датой рождения будущего «123 АРЗ» принято считать 25 апреля 1940 года, когда 8-я АРМ стала самостоятельным предприятием и начала именоваться 8-я САМ. В предвоенные годы в мастерской освоили ремонт учебных самолетов У-2, самолетов-разведчиков Р-5, бомбардировщиков ТБ-3, авиационных моторов М-11. В годы Великой Отечественной войны мастерская базировалась сначала в Бежецке Калининской области, затем – в Кирове. 18 февраля 1944 года Старая Русса была освобождена от немецко-фашистских захватчиков, и весной 1944 года мастерская вернулась в город.
В июле 1946 года 8-я САМ реорганизована в 184-ю авиаремонтную авиабазу. В 1952 году авиабаза получила статус «123 авиационного ремонтного завода». В 1950-1960-е годы завод производил ремонт самолетов По-2, Ли-2, Ил-28, Ту-16, двигателей АШ-62ИР, АМ-3, РД-3М. В 1962 году 123 АРЗ было присвоено звание «Предприятие высокой производственной культуры». После принятия на вооружение военно-транспортных самолетов на заводе началось масштабное строительство производственных площадей, внедрение новых технологий. В январе 1985 года на аэродром 123 АРЗ произвел посадку первый Ил-76. В 1997 году завод получил сертификат на право ремонта и техобслуживания авиатехники гражданской авиации, а 19 января 2000 года, первым в России, – сертификат соответствия системы качества по ремонту техники государственной авиации.
![]() |
![]() |
Сегодня на 123 авиационном ремонтном заводе весь цикл ремонта, модернизации и техобслуживания гражданской и военной авиации проходит по самым современным технологиям. Самые крупные заказы предприятию поступают от Министерства обороны, МВД и МЧС. Большим успехом завода стал выход на международный рынок. Предприятие имеет множество международных и региональных наград. С 2000 года работает музей завода. В 2010 году, к 70-летию АРЗ, на заводской территории был создан «Парк авиаторов».