ТОР и другие… Из истории театра 1920-1940-х годов
В 1921 году в Новгороде открылся постоянный общедоступный театр - Театр Октябрьской революции (ТОР). Одним из руководителей его в 1927-1928 годах был Алексей Ефимович Ларионов-Юренев, в числе первых удостоенный звания заслуженного артиста республики. На вопрос, адресованный ему, «Почему назвали просто ТОР, а не имени Октябрьской революции?», он ответил: «Потому что это не просто имя, а театр, рождённый революцией». Театр Октябрьской революции давал по премьере, а то и по две в неделю. Постановки в ТОРе ярко освещались на страницах газеты «Звезда». Это были отзывы и рецензии на пьесы «Горе от ума», «Павел Первый», «Слесарь и канцлер», «Снегурочка», заметки о бенефисах артистов Грубе, Уварова, Мостового, Долина, Сперанского и других. Николай Павлович Строганов, служивший в ТОРе актёром, помощником режиссёра, суфлёром вспоминал: «С актёрами заключались договоры на один сезон, и они приезжали со своим готовым репертуаром. Фанерные декорации переходили из спектакля в спектакль с небольшими изменениями».
В театре проводили суды над героями пьес с адвокатами, прокурором, присяжными заседателями, что вызывало споры и дискуссии со стороны зрителей. Здесь же работала детская студия, в которой занимались ребята из детских домов, бывшие беспризорники. Ставили «Хижину дяди Тома», «Принца и нищего». Успех был огромный. В 1920-е годы зарождалась традиция выездных спектаклей для сельских жителей. ТОР быстро приобрёл популярность среди новгородцев.
Но к началу 1930-х годов театр вызывал все большую критику со стороны зрителей и местной печати. На вопрос губернской газеты «Звезда»: «Почему нет организованного зрителя в театре?», следовал ответ: «Цены дороги, репертуар плох, льгот рабочему нет, труппа плоха и рабочий в театр не идет».
С перерывами театр просуществовал до 1934 года, затем был реорганизован и вошел в состав Ленинградского областного Малого драматического театра. Директором театра был назначен Борис Михайлович Глинский. В Новгороде действовала стационарная театральная площадка под руководством молодого актера Н. Лебедева. В 1979 году в газете «Новгородская правда» он опубликовал свои воспоминания о новгородском театре 1930-х годов, его актерах и зрителях, когда в новгородских спектаклях играли Н. Непокойчицкий, М. Модестова, впоследствии пополнившие труппу Новгородского областного театра драмы. Тогда же играл в спектаклях в Новгороде молодой Бруно Артурович Фрейндлих, ставший впоследствии народным артистом России, актером Александринской сцены.
Великая Отечественная война и оккупация Новгорода не прервали творческую деятельность театра. Сформировались фронтовые бригады, которые выступали на Ленинградском и Волховском фронтах. В 1943 году Ленинградский малый драматический театр работал в Боровичах. В январе 1944 года было показано 22 спектакля, а в сведениях о спектаклях за июль 1944 года значатся 8 наименований постановок, в числе которых «Без вины виноватые», «Стакан воды», «Давным-давно», «Поздняя любовь», «Машенька», «Русские люди» и др.
После освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков в городе возобновил работу стационарный театр, с 1 сентября 1944 года преобразованный в Новгородский областной театр драмы.
Руководство театральным делом в Новгородской губернии // Звезда. - 1919. - 22 мая.
Изложение решения коллегии Новгубисполкома об организации губернского театра.
Зарницын, Н. Рабоче-крестьянский театр (Материалы к истории театра в Новгородской губернии) / Н. Зарницын // Просвещение и культура. - 1921. - №. 3-4. - С. 39-43.
А. В. Открытие театра Октябрьской революции / А. В. // Звезда. - 1921. - 11 июля.
Открыт 8 июля 1921 года в б. Доме искусств. Режиссер Айдаров.
Пожарский, П. НЭП в театре (Театральные заметки по поводу постановки «Слесарь и Канцлер» в ТОРе) / П. Пожарский // Просвещение и культура. - 1923. - № 6, 7, 8. - С. 90-96.
Бенфисы в ТОРе // Звезда. - 1923. - 26 янв.
О бенефисах артистов Грубе (спектакль «Эсмеральда»), Уварова («Горе от ума») и Мостового («Павел Первый» Мережковского).
Серия бенефисов // Звезда. - 1923. - 1 февр.
К предстоящему бенефису артиста и режиссера Л. И. Красовского (А. Толстой, «Смерть Иоанна Грозного»).
Бенефис Г. Г. Иванова // Звезда. - 1923. - 13 февр.
Спектакль «Железная маска».
Юбилей А. Н. Островского // Звезда. - 1923. - 19 апр.
В ТОРе состоялся юбилейный вечер к 100-летию со дня рождения А. Н. Островского. Постановка пьесы «Снегурочка».
Старый театрал. Театр / Старый театрал // Звезда. - 1923. - 14 окт.
Театральный сезон открывается пьесой А. В. Луначарского «Слесарь и Канцлер».
Театр Октябрьской революции // Звезда. - 1924. - 4 марта.
В новом сезоне театр передан в аренду коллективу актеров.
Ильбо. Об одном из «гвоздей» сезона / Ильбо // Звезда. - 1924. - 25 марта.
Рецензия на спектакль «Трильби» (пьеса Г. Н. Ге).
Бонза. Павел Первый / Бонза // Звезда. - 1925. - 17 февр.
Краткая рецензия на спектакль «Павел Первый» Д. Мережковского. Павел - актер Долин. Александр - Сперанский.
Театральное искусство - трудящимся. Вырвать ТОР из рук обывателя // Звезда. - 1928. - 21 нояб.
Состоялось совещание общественности о привлечении в театр нового зрителя.
Сегодня - открытие театра // Звезда. - 1936. - 30 сент.
Новый театральный сезон в Новгороде открывается гастролями Ленинградского государственного современного театра; худрук Г. Стеффен о репертуаре и задачах театра. Директор театра Октябрьской революции - Логинов.
Гельман, Э. Первые шаги театра / Э. Гельман // Новгородская правда. - 1966. - 26 июля. - С. 4.
Из истории Театра Октябрьской революции. Первый художественный руководитель - П. Айдаров, главный режиссер и директор А. Е. Юренев-Ларионов, одни из первых актёров: Б. Жуковский, В. Крюгер. Лучшие артисты театра работали Великой Отечественной войны в 1946 г.: Ф. А. Грязнов, М. А. Модестов, А. А. Мирзоева, Н. И. Непокойчицкий, К. Н. Тягунов, Е. Я. Любина, В. В. Рубцов, И. П. Анфимова, А. И. Верный.
Лебедев, Н. Любимые зрителями / Н. Лебедев // Новгородская правда. - 1979. - 11 окт. - С. 3.
Автор - руководитель стационарной театральной площадки в Новгороде - о театре 1930-х годов, его актерах и зрителях. В новгородских спектаклях играли Н. Непокойчицкий, М. Модестова, впоследствии вошли в труппу Новгородского областного театра драмы, и Б. Фрейндлих.
Строганов, Н. П. Театр, рождённый революцией : беседа с одним из создателей ленинградского телевидения, в прошлом новгородским актером и режиссером / Н. П. Строганов ; беседу вела Л. Клементьева // Новгородская правда. - 1982. - 8 нояб. - С. 4.
ТОР принимал труппы актёров с готовыми спектаклями. В эти годы был поставлен спектакль «Анна Каренина» режиссёра и актёра Н. М. Немирова, главную женскую роль исполнила актриса К. Г. Гончарова. При театре существовала детская театральная студия из детей-беспризорников.
Золина, Г. К. Здание Новгородского областного театра - центра культурной и общественной жизни / Г. К. Золина // Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Новгородская область. - М., 1986. - С. 44-46.
Степанова, Н. А. Из театральной жизни Новгорода в 1918-1920 гг. / Н. А. Степанова // Изучение истории и культуры Новгородской земли : тезисы докладов научной конференции. - Новгород, 1987. - С. 24-26.
В ноябре 1920 года культурно-просветительский отдел военкомата объединил под руководством режиссера и актера А. Е. Ларионова самодеятельные театральные студии - «кружок молотковцев» и «театр независимых» - в «Единую студию искусств», ставшую основой советского Театра Октябрьской революции в Новгороде.
Гормин, В. В. «Арсениевский дом» / В. В. Гормин // Новгородский комсомолец. - 1988. - 18 дек. - С. 6.
В 1921 году здесь открылся Театр Октябрьской революции. Предвоенная театральная жизнь Новгорода.
В каком году неведомо / подг. А. Пшанский // Новгород. - 2003. - 27 марта (№ 12). - С. 5.
Из истории новгородского театра в послеоктябрьский период.
Козлов, С. А. Первый послевоенный / С. А. Козлов // Чело. - 2009. - № 1. - С. 41-47.
Петрова, Л. А. Культурное развитие Новгородской земли в 1920-40-е гг. / Л. А. Петрова // VII Межрегиональные Губернские чтения, посвященные 90-летию со дня образования Ленинградской области : сборник материалов межрегиональной научно-практической краеведческой конференции 26-27 окт. 2017 г. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 166-203.
Архивные документы
Договор Отдела народного образования с артистом и режиссером Михаилом Васильевичем Долиным об условия работы в новгородском театре. 14 мая 1918 года | Р. 265. Оп. 1. Д. 21. Л. 20 |
---|---|
Договор Отдела народного образования с артистом Игорем Евгеньевичем Славяниновым об условия работы в новгородском театре. 14 мая 1918 года | Р. 265. Оп. 1. Д. 21. Л. 3 |
Договор Отдела народного образования с артисткой Марьей Ниловной Лаутер-Мерянской об условия работы в новгородском театре. 14 мая 1918 года | Р. 265. Оп. 1. Д. 21. Л. 7 |
Договор Отдела народного образования с Георгием Ивановичем Альберти об условия работы в новгородском театре. 14 мая 1918 года | Р. 265. Оп. 1. Д. 21. Л. 23 |
Письмо зав. ГубОНО в губернский отдел Управления об издании постановления по правилам поведения в театре. 19 июля 1921 года | Р. 265. Оп. 3. Д. 489. Л. 40 |
Письмо ГоуОНО в Губпродком о зачислении на продовольственный паек артистов Театра Октябрьской революции. 19 июля 1921 года | Р. 265. Оп. 3. Д. 489. Л. 43 |
Письмо ГубОНО в Губпросвет об использовании холста для театральных декораций. 23 июля 1921 года | Р. 265. Оп. 3. Д. 489. Л. 42 |
Заявление труппы Театра Октябрьской революции в губернский отдел народного образования о материальном положении артистов театра. 26 июля 1921 года | Р. 265. Оп. 1. Д. 316. Л. 6 |
Письмо заведующего губполитпросветом администратору Театра Октябрьской революции о нарушениях распорядка работы театра. [июль 1921 года] | Р. 265. Оп. 1. Д. 316. Л. 5 |
Письмо администратора Театра Октябрьской революции в ГубОНО о приобретении мебели в качестве театрального реквизита. Сентябрь 1921 | Р. 265. Оп. 3. Д. 489. Л. 58 |
Репертуар зимнего сезона Театра Октябрьской революции. 1 октября 1921 - 2 мая 1922 года. | Р. 265. Оп. 1. Д. 316. Л. 41 |
Статья в газету «Звезда» о постановке пьесы «Конец Мессии». [Октябрь 1921 года] | Р. 265. Оп. 1. Д. 316. Л. 89 |
Письмо зав. ГубОНО Пятницкого в Петроградскую театральную мастерскую о приобретении костюмов для театральных постановок. [12 декабря 1921 года] | Р. 265. Оп. 3. Д. 489. Л. 59 |
Программы Театра Октябрьской революции. 1921 год | Р. 265. Оп. 1. Д. 316. Л. 90 |
Письмо зав. ГубОНО в Губсовнархоз о предоставлении театру спирта для технических нужд. 2 апреля 1922 года | Р. 265. Оп. 3. Д. 489. Л. 60 |
Программа спектакля Театра Октябрьской революции по пьесе А. В. Луначарского «Оливер Кромвель». 1922 год | Р. 265. Оп. 3. Д. 521. Л. 3-4 |
Репертуар Театра Октябрьской революции в сезоне 1923-1924 годов. | Р. 265. Оп. 3. Д. 521. Л. 64 |
Список труппы Театра Октябрьской революции. [1923] | Р. 265. Оп. 3. Д. 521. Л. 12 |
Краткий отчет директора Театра Октябрьской революции М. Долина о деятельности театра с 15 сентября 1921 по 1 февраля 1922 года | Р. 265. Оп. 3. Д. 521. Л. 13 |
Сообщение о театральной жизни Новгородской губернии в художественный отдел Главполитпросвета. 1923 год | Р. 265. Оп. 3. Д. 562. Л. 26 |
Письмо зав. ГубОНО директору Старорусского курорта С. Н. Паренаго о сотрудничестве Театра Октябрьской революции и театра в Старой Руссе. 1923 год | Р. 265. Оп. 3. Д. 562. Л. 125 |
Договор Боровичского отделения Теапромкомбината и Ленинградского малого драматического театра о прокате декораций, костюмов и париков. 16 февраля 1943 года | Р-1794. Оп. 2. Д. 5. Л. 18 |
Приказ № 13-а заместителя начальника Ленинградского областного управления по делам искусств и кинофикации Н. А. Лебедева о выезде Ленинградского малого драматического театра в г. Боровичи для работы с 1 апреля по 2 мая 1943 года. 21 марта 1943 года | Р-1794. Оп. 2. Д. 5. Л. 15 |
Перепись декораций Ленинградского государственного малого драматического театра. 25 января 1944 года | Р-1794. Оп. 2. Д. 8. Л. 23 |
Сведения о спектаклях и концертах Ленинградского государственного малого драматического театра за март 1944 года. | Р-1794. Оп. 2. Д. 15. Л. 24 |
Устав Ленинградского областного государственного малого драматического театра. 9 мая 1944 года | Р-1794. Оп. 2. Д. 15. Л. 2-4 |